Предварительные практики в традиции Бон


0. Вступление
Приняв решение следовать по Пути Просветления, во-первых: необходимо познакомиться с воззрением Учения о Просветлении.

Если коротко, то данное воззрение заключается в том, что абсолютно все существа изначально обладают одинаковым потенциалом к реализации состояния Просветления, т.е. становлению Буддой. Этот потенциал содержится в нашей Основе — Природе Ума, и задача заключается в том, чтобы реализовать этот потенциал при помощи медитативных практик.

Распознать свою Изначальную Основу нам мешают мысли, которые подобны облакам, затмевающим Солнце. Большое количество отвлекающих мыслей возникает вследствие кармических омраченностей, накопленных нами в течение бесчисленных перерождений.
Поэтому, чтобы успокоить свой ум, нам необходимо сначала очистить поток сознания от накопленных ранее омраченностей. Именно для этого и предназначены «предварительные практики», которые выполняются последовательно, одна за другой.
 
Первыми выполняются «внешние предварительные практики», в которые входят четыре медитации-размышления:
1) О драгоценности человеческого рождения
2) О непостоянстве
3) О законе причины и следствия
4) О страданиях Сансары.

Каждому из этих четырёх размышлений рекомендуется посвящать ежедневно четыре медитативные сессии по 90 минут в течение семи, пяти или, как минимум, трёх дней. Первую неделю мы четыре раза в день по 90 минут размышляем о драгоценности человеческого рождения, вторую неделю в таком же режиме мы размышляем о непостоянстве, третью неделю — о законе причины и следствия, четвёртую неделю мы размышляем о страданиях Сансары. Выполнять медитацию-размышление рекомендуется в пятичленной позе. Описание четырёх размышлений описаны в дополнительной литературе.
Затем, приступают к последовательному выполнению девяти «внутренних предварительных практик»:
1) Прибежище
2) Простирания
3) Бодхичитта
4) Стослоговая мантра
5) Мантра «Салеод»
6) Мантра «Дутрису»
7) Мантра «Матри»
8) Подношение Мандалы
9) Гуру Йога.
Каждую из девяти «внутренних предварительных практик» необходимо выполнить по сто тысяч раз.
У одних йогинов на это уходят месяцы, у других годы. Считается, что предварительные практики можно выполнять и без специального на то посвящения, но если возможность получить подобное посвящение появляется, то рекомендуется это сделать.
Очень часто, у практикующих, возникает вопрос: на каком языке тибетском или русском необходимо начитывать предварительные практики? Чтобы развеять все возможные сомнения, данный вопрос — «Можно ли начитывать предварительные практики на русском языке?» — был задан Его Святейшеству 33-му Менри Тридзину Ринпоче. Его ответ был следующим: «Именно так и нужно делать! Мантры остаются без изменений, а вот молитвы Прибежища, Бодхичитты и другие нужно начитывать на родном языке. То же самое касается и ритуальных текстов».
ТРИ СВЯЩЕННЫХ ПРИНЦИПА
Любая медитативная практика, как и любая добродетель, должна сопровождаться т.н. «Тремя священными принципами»:
1) Правильное намерение: перед медитативной сессией необходимо зародить в своём сознании намерение обрести Абсолютное Просветление ради освобождения всех живых существ от страданий Сансары. Т.е. мы выполняем медитативную практику (или какое-либо добродетельное деяние) в первую очередь для того, чтобы помочь другим избавиться от страданий — это главное, что отличает Учение о Просветлении от различных религиозных направлений.
2) Естественное состояние: в идеале, всю медитативную сессию мы должны находиться в естественном неизменяемом состоянии самоосознавания своей просветлённой Природы Ума. Или, как минимум, тщательно соблюдать все этапы и принципы выполняемой визуализации в точном соответствии с наставлениями Учителя.
3) Посвящение заслуг: закончив медитацию, все накопленные добродетели мы посвящаем живым существам — в качестве нашей им помощи в освобождении от страданий. Посвящая, таким образом, заслуги от практики мы не утрачиваем свои добродетели, а наоборот преумножаем их в бесчисленное количество раз (подобно тому, как бесчисленно количество самих живых существ). Только так мы можем сохранить свои добродетели. В ином случае, не передавая свои заслуги живым существам, все наши добродетели от практики могут быть легко утрачены просто вследствие случайного проявления гнева по отношению к кому-либо.
ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ
Рекомендуются к выполнению перед каждой медитативной сессией. Сначала необходимо принять т.н. «пятичленную позу»:
1) Ноги скрещены. Т.к. у мужчин правую сторону тела занимают каналы омрачённости, а левую каналы Изначальной Мудрости, то для того чтобы прижать каналы омрачённости мужчинам необходимо левую ступню придавить к земле правым бедром, а правую ступню расположить под левой голенью. У женщин каналы располагаются противоположным образом: с правой стороны — каналы изначальной мудрости, а с левой — каналы омрачённости. Поэтому при скрещивании ног они меняют позицию на противоположную.
Таким образом, мы закрываем каналы омрачённости и раскрываем каналы Изначальной Мудрости.
2) Руки в мудре равновесия. Большой палец (и левой и правой руки) упирается в основание безымянного и немного надавливает на него. Т.к. по безымянным пальцам проходит канал «клеш» (омрачённостей), то надавливая подобным образом мы останавливаем активность данного канала, у нас возникает меньше мыслей и нам становится легче успокоить свой ум. Мужчины при этом кладут кончики пальцев левой руки поверх правой, женщины — наоборот. Мудра равновесия касается низа живота, ладони смотрят вверх.
3) Локти расправлены, подобно крыльям Гаруды. Тонкие каналы расправляются.
4) Позвоночник выпрямлен. Тонкие каналы выпрямляются.
5) Голова немного наклонена вперёд. Активность речи останавливается.
Далее визуализируем в своём теле три канала:
Правый канал — снаружи белого цвета, а внутри красного цвета;
Левый канал — снаружи красного цвета, а внутри белого цвета;
Центральный канал — снаружи синего цвета, а внутри красного цвета.
Безымянным пальцем правой руки, зажав правую ноздрю, вдыхайте через левую, затем зажав левую ноздрю, из правой выдыхайте. Так трижды повторив, представляйте, что:
из Правого канала:
свои и других причины омрачения гнева, болезни ветра, негативные воздействия сил мужского рода, кармические следы и препятствия прошлых рождений, все это в виде пара-дыма, синевато-красного цвета, наружу выдыхаете.
Вновь безымянным пальцем левой руки, зажав левую ноздрю, вдыхайте через правую, затем зажав правую ноздрю, из левой выдыхайте. Так трижды повторив, представляйте, что:
из Левого канала:
свои и других причины омрачения страстной привязанности, болезни желчи, негативные воздействия сил женского рода, кармические следы и препятствия будущих рождений, все это в виде пара-дыма, красновато-желтого цвета, наружу выдыхаете.
Затем, вдохнув одновременно из правого и левого каналов, выдыхайте из центрального канала. Трижды повторив, представляйте, что:
из Центрального канала:
свои и других причины омрачения невежества, болезни слизи, негативные воздействия нагов, кармические следы и препятствия настоящего рождения, все это в виде пара-дыма, черно-красного цвета, наружу (через макушку) выдыхаете.
Выпускаемые пары-дыма пожираются нашими кармическими кредиторами.
Таким образом, справа мужской ветер, слева женский, в центральном канале нейтральный.
Первый выдох из каждого канала легкий/слабый, второй более резкий, и третий максимально резкий, так выдыхайте.
1. ПРИБЕЖИЩЕ
Практика Прибежища является первой из девяти т.н. «Внутренних предварительных практик», каждую из которых необходимо выполнить по сто тысяч раз. У одних йогинов на это уходят месяцы, у других — годы. Считается, что предварительные практики можно выполнять и без специального на то посвящения, но если возможность получить подобное посвящение появляется, то рекомендуется это сделать.
Очень часто у практикующих возникает вопрос: на каком языке, тибетском или русском, необходимо начитывать Предварительные практики? Чтобы развеять все возможные сомнения, данный вопрос, а именно: «Можно ли начитывать Предварительные практики на русском языке?» был задан Его Святейшеству 33-му Менри Тридзину Ринпоче. Его ответ был буквально следующим: «Именно так и нужно делать! Мантры остаются без изменений, а вот молитвы Прибежища, Бодхичитты и другие нужно начитывать на родном языке. То же самое касается и ритуальных текстов».
Размышляем следующим образом:
Находясь в Сансаре, мы испытываем огромные страдания. Наши тело, речь и ум ограничены в своих возможностях и самостоятельно освободиться от страданий Сансары мы не способны. Помочь в Освобождении нам могут только Просветлённые существа (Будды), которые уже прошли Путём Освобождения и обрели Абсолютное Просветление. В своей практике мы должны опираться на Мудрость Просветлённых и не испытывать никаких сомнений в их Силе и способностях нам помочь стать Буддами — это суть практики Прибежища.
Выполняем следующую визуализацию:
Визуализируем вокруг нас ни на что не похожую, существующую саму по себе местность, украшенную разнообразными цветами и красивыми деревьями, растущими на золотой земле. Здесь произрастают райские деревья, исполняющие желания, течёт река амриты, присутствуют семь драгоценностей и восемь признаков счастья.
С почтением приглашаем в данное место всех живых существ присоединиться к нашей практике. Приглашённых из разных Миров живых существ визуализируем в образе людей, т.к. именно в этой форме существа обладают всеми необходимыми способностями для правильного (полноценного) восприятия и практики Учения о Просветлении.
Справа от нас: отец и все мужские живые существа.
Слева от нас: мать и все женские живые существа.
Прямо перед нами: сидят наши враги.
В центре этой местности, в пространстве перед нами: белое облако, излучающее свет, охватывающий всё небесное пространство. На облаке восемь львов, поддерживающих высокий и широкий драгоценный трон. На троне, на сиденье из лотоса, солнца и луны восседает наш Коренной Учитель, обладающий сущностью всех Просветлённых трёх времён. Коренной Учитель восседает в образе милосердного Шенлха Одкар (Бог Жрецов Белого Света). Он излучает белый и ясный свет, подобно горе снега в свете ста тысяч солнц.
Одно лицо, две руки, ноги сложены в позе свастики, руки в Великой мудре созерцания. Обладает девятью способностями Брахмы, телом наслаждения и тринадцатью украшениями. Лицо обращено в нашу сторону.
Справа от Коренного Учителя: собрание Божеств, гневных и мирных Идамов. Над этим собранием и немного сзади появляются Совершенные Будды Трёх Времён, в окружении 1002 Будд «Кальпы Благополучия» и Будд десяти сторон света.
Слева от Коренного Учителя: собрание Дакинь различных цветов, излучающих лучи света, танцующих и украшенных шестью костяными украшениями. Над ними и немного сзади появляются Свастикасаттвы Десяти ступеней.
Над Коренным Учителем: Второй Победоносный Будда Шераб Гьялцен, в окружении линии настоятелей монастыря Менри.
Над Буддой Шераб Гьялценом: линии преемственности Учителей Винаи (совершенной монашеской дисциплины) — монахи высшего посвящения; Учителей Тантры (Пути трансформации) — жрецы в одеждах из белого шёлка, обладающие великими сверхъестественными способностями; и Учителей Дзогчен (Великого Совершенства). Все Просветлённые Учителя подобны драгоценным бирюзовым чёткам, соединённым между собой золотой нитью.
За Коренным Учителем: 360 Бонских ступ, подобных горному снегу. Над ступами и сзади — полное собрание Бонских текстов, излучающих блеск радуги и издающих звуки «Али» и «Кали».
Перед Коренным Учителем и немного ниже: охваченные огнём и ураганным ветром Защитники Учения Бон, справа — мужские, слева — женские. Лица Защитников обращены в направлении сторон, с которых могут возникнуть препятствия для реализации наших добродетелей. Гневное выражение лиц Защитников отбрасывает все препятствия и создаёт благоприятные условия для нашей практики.
Все созерцаемые нами объекты Прибежища: Учителя, Идамы, Дакини и Защитники не обладают телом из плоти и крови, а являются зеркальной сущностью радужного света, подобного отражению Луны в воде и обладают телами трёх достоинств — Мудростью, Любовью и Силой. Улыбаются и излучают в нашу сторону рассевающие мрак яркие лучи света.
Далее: все живые существа, подобно сгибаемым ветром колосьям — с почтением кланяются объектам Прибежища, с мыслями, исполненными верой и уважением, мелодично читают строки Прибежища.
Страдания и Радости этой и последующих жизней вверяем приглашённым объектам Прибежища.
Каждое живое существо с усердием и глубоким почтением принимает Прибежище, произнося следующие строки молитвы Прибежища:
Славный Учитель Шенраб — источник Трёх Тел,
Будды трёх времён — Защитники всех существ,
Статуи, тексты, ступы — опоры тела, речи, ума,
Жрецы десяти направлений — Светочи на Пути,
Простираемся перед вами и Прибежище принимаем.
Начитав данную молитву на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом:
Из сердец объектов Прибежища излучается свет, и Силой Благословения Просветлённых все живые существа обретают не имеющее омрачений чудесное «Тело Света».
Затем, подобно стае птиц, живые существа взлетают в небо и погружаются в объекты Прибежища.
Объекты Прибежища последовательно с окраин, растворяясь в свет, собираются в центре и погружаются в тело Коренного Учителя.
Учитель превращается в тигле (каплю света) и через макушку погружается в наше сердце. Наше сознание становится неразделимым и не имеющим никаких отличий с сознанием и сущностью Учителя и объектов Древа Прибежища.
Нами обретается состояние ума, не имеющее никаких ограничений и цепляний за внешние объекты. Мы достигаем так называемого естественного состояния, обладающего по своей природе Защитой и Абсолютным Знанием о методах Освобождения живых существ.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.
Примечания: Если не получается визуализировать всё Древо Прибежища, как это описано выше, то можно визуализировать одного Коренного Учителя в образе Всеблагого Тапихрицы или Будды Шенлха Одкар. Данный образ объединяет в себе качества: всех Просветлённых, Свастикасаттв, Идамов, Защитников, Дакинь и обладает сущностью всех объектов Древа Прибежища.
2. ПРОСТИРАНИЯ
Традиционно простирания выполняются вместе с начитыванием молитвы Прибежища. Т.е. мы выполняем практику Прибежища и на каждую зачитываемую молитву выполняем одно простирание. Таким образом, 100 тыс. молитв Прибежища сопровождаются 100 тыс. простираний.
Техника выполнения простираний:
1) Ноги вместе;
2) Руки в мудре «Драгоценности, исполняющей желания»;
3) Касаемся руками макушки — омрачённости тела очищаются;
4) Касаемся руками горла — омрачённости речи очищаются;
5) Касаемся руками груди — омрачённости ума очищаются;
6) Размыкаем ладони, опираемся ладонями на землю;
7) Встаём на колени;
8) Ложимся лицом вниз;
9) Вытягиваем руки вперёд;
10) Передвигаем бусину на чётках;
11) Возвращаемся в исходную позицию.
Допускается вместо простираний выполнение поклонов, в этом случае техника будет следующая:
1) Ноги вместе;
2) Руки в мудре «Драгоценности, исполняющей желания»;
3) Касаемся руками макушки — омрачённости тела очищаются;
4) Касаемся руками горла — омрачённости речи очищаются;
5) Касаемся руками груди — омрачённости ума очищаются;
6) Размыкаем ладони, опираемся ладонями на землю;
7) Встаём на колени;
8) Лбом касаемся земли;
9) Приподнимаем голову;
10) Передвигаем бусину на чётках;
11) Возвращаемся в исходную позицию.
Как использовать чётки:
Вариант первый: мы постоянно держим чётки в левой руке и на каждое простирание или поклон передвигаем одну бусину.
Вариант второй: мы кладём чётки прямо перед собой на таком расстоянии, чтобы можно было до них свободно достать в позиции лёжа с вытянутыми руками. В этом случае при каждом простирании чётки остаются лежать на земле, а мы просто передвигаем бусины, дотянувшись до чёток в позиции лёжа с вытянутыми руками. Если мы выполняем поклоны, а не простирания, то кладём чётки прямо перед собой недалеко от места касания лбом земли. Чётки остаются лежать на земле, а мы передвигаем бусину после каждого поклона.
3. БОДХИЧИТТА
Shenlha-Odkar
Второй, как правило, выполняется практика развития Бодхичитты, т.е. устремления к Просветлению ради освобождения всех живых существ от страданий Сансары.
Размышляем следующим образом:
С изначальных времен нашего пребывания в Сансаре прошло неисчислимое количество лет и перерождений. Поэтому, можно утверждать, что каждое из существ Сансары в одной из жизней было нашей любящей матерью.
Во Вселенной нет существ, с которыми бы мы так или иначе не вступали во взаимоотношения. Все из живых существ когда-то побывали: то нашими родственниками, то друзьями, то врагами, то просто знакомыми нам людьми.
Почему в процессе выполнения практики Бодхичитты мы должны рассматривать обитателей Сансары именно в образе Матери? Потому что именно Мать является самой ценной и Основной Опорой для приобретения нами Драгоценного Человеческого Тела. Именно в её утробе происходит зачатие и развитие плода. В этот период, а также в момент родов, выкармливания и последующего воспитания ребенка мать испытывает большие трудности и страдания. И для того, чтобы обрести возможности избавить нашу мать от страданий Сансары мы развиваем устремление, намерение обрести Абсолютное Просветление.
Выполняем следующую визуализацию:
Начало визуализации точно такое же, как и во время практики «Прибежища» («Золотая земля», приглашение существ всех Миров, Древо Прибежища).
Наблюдающим за нами и слушающим нашу речь Просветлённым Буддам даём клятву:
Подобно всем Просветлённым, Победоносным Арьям,
Силой всех добродетелей трёх времён и момента данного,
Ради помощи всем существам в достижении Пробуждения,
Зарождаю я устремление к Абсолютному Просветлению.

Начитав данную молитву на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом:
Из сердец объектов Прибежища излучается свет и, Силой Благословения Просветлённых, все живые существа обретают не имеющее омрачений чудесное «Тело Света».
Затем, подобно стае птиц, живые существа взлетают в небо и погружаются в объекты Прибежища.
Объекты Прибежища последовательно с окраин, растворяясь в свет, собираются в центре и погружаются в тело Коренного Учителя.
Учитель превращается в тигле (каплю света) и через макушку погружается в наше сердце. Наше сознание становится неразделимым и не имеющим никаких отличий с сознанием и сущностью Учителя и объектов Древа Прибежища.
В нас возникает еще большей силы устремление к Просветлению и ещё большее сострадание, подобное силе сострадания всех объектов Прибежища, всех Просветлённых и всех Святых.
Наше сознание обретает неудерживающую мысли природу, освобождается от каких-либо ограничений и крайностей.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.

Примечания: Если не получается визуализировать всё Древо Прибежища, как это описано выше, то можно визуализировать одного Коренного Учителя в образе Всеблагого Тапихрицы или Будды Шенлха Одкар. Данный образ объединяет в себе качества: всех Просветлённых, Свастикасаттв, Идамов, Защитников, Дакинь и обладает сущностью всех объектов Древа Прибежища.
4. СТОСЛОГОВАЯ МАНТРА
Практика раскаяния в накопленных недобродетелях
Размышляем следующим образом:
Мы перерождались бесчисленное количество раз и совершили в прошлых жизнях все грехи, которые только существуют. Искренне и всем сердцем раскаиваемся во всех совершённых недобродетелях: в тех, которые помним и в тех, которые не способны вспомнить. Сопровождаем ритуал раскаивания «Четырьмя Силами»:
1) Сожаление о содеянном;
2) Принятие обязательства никогда более не совершать греховных деяний;
3) Принятие обязательства совершать исключительно добродетели;
4) Осуществляем данный ритуал в присутствии объектов Прибежища (это может быть: Учитель, изображение или визуализация).
Выполняем следующую визуализацию:
У нас над головой, на расстоянии примерно в один локоть — тысячелистный белый лотос. В центре которого, на сидении из Солнца и Луны загорается слог «СО».
Из слога «СО» вверх исходят яркие радужные лучи света, приглашая, таким образом, из невидимой сферы Татхагат (Ушедших в Блаженство). Татхагаты, проявляя к нам своё милосердие, превращаются в бесчисленное количество слогов «СО» и погружаются в слог «СО» над нашей головой.
Слог «СО» над нашей головой загорается с ещё большей силой и трансформируется в Будду Шенлха Одкар, объединяющего в себе сущность Будд трёх времён. Шенлха Одкар взирает на всех собравшихся живых существ с огромным милосердием и состраданием, так созерцаем.
В сердце Шенлха Одкар на лунном диске загорается слог «СО». По краям диска, в правую сторону (т.е. против часовой стрелки, если смотреть на Шенлха Одкар), вращаются белые слоги стослоговой мантры, издающие звуки «килили». Слоги стослоговой мантры обладают сущностью всех звуков, которые только существуют во Вселенной.
Силой слогов мантры, в сердце Шенлха Одкар проявляется журчащая амрита (нектар) «Изначальной Мудрости». Амрита заполняет центральный канал Шенлха Одкар и через его макушку проливается на головы всех живых существ, полностью заполняя их тела.
Через наши и всех живых существ два нижних отверстия и все поры тела выходят клубящиеся пары фиолетового цвета — накопленные нами с бесконечных времён пребывания в сансаре: омрачения, осквернения, болезни и зло.
Эти пары фиолетового цвета погружаются глубоко под землю, где Владыка Смерти, в образе демона с головой красного быка, вместе со своими слугами и нашими кармическими кредиторами жадно пожирают пары омрачённостей, болезней и кармических долгов, удовлетворяются этим подношением и успокаиваются. Произносим:
СО МУЕТЧУЧЮНЕЛАМТЧЫТЧЫТАРТАРСАЛЬБАРОТПАКРАМСОХА
Мы и все живые существа, таким образом, очищаемся от всех кармических долгов и обретаем совершенные тела Всеблагого Кунтузанпо.
Сохраняя в уме данную визуализацию, вместе со всеми живыми существами, начитываем стослоговую мантру:
СОМУРАТАХЕНВЕРНИДЖУМШУН
МУТЧЭМУТЧЭМУРАМУТЧЭ
МУЕМУЕХАРАМУЕ
МУТЧУМУТЧУВЕРРОМУТЧУ
МУНИЧЕРТОЕЧАПКХАРРО
ТЧУДАЛЬШРИШРОВЕРНИВЕРРО
ЩЮТЛАВЕРРОНАХУТАКА
ЩЮТХОЩЮТХОТУЩЮТХОЯ
САЛЕСАЛЕТЧЫСАЛЕЯ
САННЕСАННЕСУСАННЕЯ
МУРАТАХЕНТЧЫЦЭТЧУНМУ
ХАХАДЖУМДЖУМХОХОЛАМЛАМ
ХУМХУМПХЭТПХЭТ
Начитав мантру на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом:
Все живые существа растворяются в свет и погружаются во Всеблагого Кунтузанпо над нашей головой. Всеблагой Кунтузанпо растворяется в свет и погружается в слог «СО». Слог «СО» растворяется в свет «Единства Пустоты и Блаженства». Данный свет через макушку по центральному каналу проникает нам в сердце. Свет и наше тигле (Природа Ума) объединяются, становятся неразделимыми и обретают единую сущность. В нас проявляется спокойное, беспристрастное, самоосвобождающееся естественное состояние ума — Ригпа.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель, лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров.
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.

Объяснение значения слогов мантры:
СО — Три Тела Будды: Тело Абсолюта (Дхармакайя), Тело Совершенства (Самбхогокайя), Тело Воплощения (Нирманакайя)
МУРАТА ХЕН - Тонпа Шенраба сущность.
ВЕР НИ - Всепобеждающего Нампаргьялвы Тело достигается,
ДЖУМ - Обитель пребывания создаётся.
ШУН - Прошу снизойти в созданные опоры.
МУТЧЭМУТЧЭ - Истинная природа Тела Абсолюта,
МУРА - Тонпа Шенраба сущность обретается.
МУТЧЭ - Тело Абсолюта, обладающее пятью не существованиями,
МУЕМУЕ - Тело Совершенства, обладающее пятью истинами,
ХАРА - Пять Изначальных Мудростей,
МУЕ - неподверженных изменению обретаются.
МУТЧУ - Тело Воплощения Тонпа Шенраба, обладающее пятью бесподобными признаками.
МУТЧУ - Бесподобное Тело Воплощения трансформируется в сто тысяч Тел.
ВЕРРО - Пять Путей Великой Колесницы Всепобеждающего Нампаргьялвы
МУТЧУ - в бесчисленные Пути Просветления распространяются.
МУ - Природа Истинной Реальности,
НИ - Воззрение Абсолютной Истины,
ЧЕРТО - Изначальная Мудрость Всеведения,
Е - к бесконечным как пространство живым существам
ЧАП - тысячи эманаций Спасителя
КХАРРО - лучами света распространяются.
ТЧУ - Силой собрания Свастикасаттв
ДАЛЬ - ум укрощается, Великая Любовь обретается,
ШРИШРО - Изначальная Мудрость Осознавания Ригпа проявляется,
ВЕРНИ - естественные омрачения побеждаются,
ВЕРРО - внезапные омрачения полностью побеждаются,
ЩЮТЛАВЕРРО - несоответствующие условия и препятствия побеждаются,
НАХУТАКА - все грехи
ЩЮТХОЩЮТХО - очищаются.
ТУ - гнев, вред от демонов, страдания ада
ЩЮТХОЯ - все кармические отпечатки к этому очищаются.
САЛЕСАЛЕ - Изначальная Мудрость Осознавания
ТЧЫ - страсть, вред от препятствующих духов, страдания мира голодных духов,
САЛЕЯ - омрачения очищает.
САННЕСАННЕ - Совершенно очищает.
СУ - невежество, вредоносные силы, страдания мира животных
САННЕЯ - полностью очищаются.
МУРАТАХЕН - Тонпа Шенраба и тысячи одного Спасителя сущность,
ТЧЫЦЭТЧУНМУ - плоды реализации неизменные обретаются.
ХАХА - Метод соединяется с Мудростью.
ДЖУМДЖУМ - Создаётся необъятная Просветлённая Обитель.
ХОХО - Обретённое Тело Будды
ЛАМЛАМ - беспрепятственно осуществляет помощь всем живым существам.
ХУМХУМ - Из сердца распространяются эманации Милосердия.
ПХЭТПХЭТ - Гневная активность воплощается в Гневное Тело, и разрубает препятствия на мелкие кусочки.
5. МАНТРА «САЛЕОД»
four_buddhas
Мантра Тела Абсолюта — Дхармакайи
Выполняем следующую визуализацию:
Из сущности Пустоты (Шуньяты) возникает сиденье из лотоса, диска Солнца и диска Луны. Поверх этого сиденья мы сами в образе Всеблагого Кунтузанпо: цвет тела белый, одно лицо, две руки, ноги в позе свастики. В нашей правой руке золотой жезл свастики, в левой сосуд жизни с амритой, в сердце белая буква «А». Вокруг буквы «А», в правую сторону (против часовой стрелки) вращаются слоги мантры «Салеод».
Из буквы «А» и слогов мантры вверх распространяются лучи света. Лучи света достигают обители Татхагат (Ушедших в Блаженство), погружаются в их сердца и доставляют им великую радость. В ответ, из сердец Татхагат исходят лучи света и погружаются в наши сердца, наделяя нас Силой (Посвящением Ванг) и Благословением.
Из нас с новой Силой распространяются лучи света. Лучи света достигают живых существ всех миров и очищают их от накопленных омрачённостей. Возвращаясь обратно, лучи света и нас очищают от тончайших омрачений.
Из нас снова (в третий раз) распространяются лучи света, достигают вредоносных сущностей, — демонов различных миров, и так же очищают их от омрачённостей. Злые и скверные мысли всех вредоносных сущностей успокаиваются. Демоны освобождаются от страданий и приобретают счастливое состояние ума. Возвращаясь обратно, лучи света наделяют нас великолепием, могуществом и духовными заслугами, подобным Богам.
Сохраняя в уме данную визуализацию, вместе со всеми живыми существами начитываем мантру:
А ОМ ХУМ А А КАР САЛЕ ОД А ЯН ОМ ДУ
Начитав мантру на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом:
Снова из нашей сердечной буквы «А» и слогов мантры вверх распространяются лучи света. Лучи света достигают обители Татхагат (Ушедших в Блаженство) и погружаются в их сердца. Связанные «обетами Свастикасаттвы»,- всегда помогать живым существам избавляться от страданий, Святые Сущности — Татхагаты лучами света погружаются в наше сердце. Мы, так же, растворившись в свет, исчезаем в небесном пространстве подобно радуге — постепенно проявляя ясную и ни за что не цепляющуюся природу Пустоты.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.
Объяснение значения слогов мантры:
А — неизменное Тело Истинной Реальности
ОМ — не имеющая препятствий Речь Истинной Реальности
ХУМ — не имеющее заблуждений Сознание Истинной Реальности
А — Непоколебимое Состояние Присутствия Изначальной Мудрости
А КАР — Ясность Изначальной Недвойственной Мудрости
САЛЕ — Неизмеримая неомрачённая Основа
ОД — Основа безпрепятственного проявления энергии Сансары и Нирваны
А ЯН — Естественное Состояние Первоосновы
ОМ — Пять Просветлённых Тел, обладающие Пятью Изначальными Мудростями
ДУ — Собранные в Состоянии чистого Присутствия.
Объяснение значения визуализируемых образов:
Сидение из лотоса, Солнца и Луны — Тигле Няг Чик (Состояние Единого, Всеобщая Основа);
Тело Света Всеблагого Кунтузанпо — нематериальное и не имеющее форм Тело Абсолюта;
Свастика — не имеющее изменений Тело Абсолюта;
Сосуд жизни — не имеющее препятствий Тело Абсолюта;
В сердце белая буква «А» — не рождённое Тело Абсолюта;
Вращающиеся слоги мантры — всеохватывающее милосердие Тела Абсолюта.
7. МАНТРА «МАТРИ»
Мантра Тела Совершенства — Самбхогакайи
Выполняем следующую визуализацию:
В пространстве у нас над головой, на расстоянии примерно в один локоть, на сиденье из лотоса, Солнца и Луны — белый слог «ОМ» — символ Пяти Изначальных Мудростей.
Из «ОМ» распространяются лучи света пяти цветов, они трансформируют «сосуд» и «сок» (Вселенную и всех живых существ) в Богов и Богинь.
Возвращаясь обратно, лучи света очищают поток нашего сознания от всех кармических отпечатков, и мы обретаем Тело Света.
У нас над головой, слог «ОМ» растворяется в свет и превращается в Верховного Наставника — Будду Тонпа Шенраба. Цвет Тела — вайдурья (т.е. синий). На Теле совершенные украшения Самбхогакайи. В правой руке золотой жезл свастики, ноги в позе свастики.
В левой руке Тонпа Шенраба красный слог «Ма» растворяется в свет и превращаются в Великую Мать — Милосердную Богиню Любви Шераб Чамма. Цвет Тела красный, украшена драгоценными одеяниями. В правой руке сосуд с Амритой Вечной Жизни и Абсолютного Всеведения. Ноги в позе соединения с супругом.
Вокруг располагаются шесть Великих Жрецов, укротителей Сансары.
Затем, все визуализируемые объекты растворяются в свет и погружаются в нас. Мы сами обретаем Тело Верховного Наставника. В нашем сердце, на сиденье из лотоса, сияет слог «ОМ». Вокруг слога «Ом» в правую сторону (т.е. против часовой стрелки) вращаются слоги мантры «Матри».
Из слогов мантры вверх распространяются лучи света, достигают обители Просветлённых и доставляют им великую радость. Возвращаясь обратно, лучи света наделяют нас Благословением всех Просветлённых.
Снова из слогов мантры распространяются лучи света, трансформируя небо, горы, землю, скалы, цветы, деревья и всю природу в Богов и Богинь. Всё вокруг произносит звуки мантры «Матри». Существа Шести Миров собираются в небесном пространстве перед нами и, растворяясь в радужный свет, в тоже мгновение обретают состояние Просветления.
Сохраняя в уме данную визуализацию, вместе со всеми живыми существами, начитываем мантру:
ОМ МА ТРИ МУ Е СА ЛЕ ДУ
Начитав мантру на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом:
Все Просветлённые Божества растворяются в свет и погружаются в нас. Наше тело растворяется в свет и трансформируется в слог «Ом». Слог «Ом» трансформируется в букву «А». Мы мгновенно обретаем состояние нерождённого всеохватывающего Абсолюта.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.
Объяснение значения слогов мантры:
ОМ — Будда Тонпа Шенраб
МА — Великая Любящая Мать Шераб Чамма
ТРИ — Будда Мучо Демдруг (эманация Тонпа Шенраба в адские миры)
МУ — Будда Сангва Нанрин (эманация Тонпа Шенраба в миры голодных духов)
Е — Будда Тисан Ранши (эманация Тонпа Шенраба в миры животных)
СА — Будда Тчачин Тонпун (эманация Тонпа Шенраба в человеческие миры)
ЛЕ — Будда Чегьял Парти (эманация Тонпа Шенраба в миры полубогов)
ДУ — Будда Еше Цукпу (эманация Тонпа Шенраба в миры богов)
7. МАНТРА «ДУТРИСУ»
Мантра Тела Воплощения — Нирманакайи
Выполняем следующую визуализацию:
Визуализируем себя в образе Тонпа Шенраба: цвет тела синий, одно лицо, две руки, в правой золотой жезл свастики, левая в мудре созерцания, на теле тринадцать мирных украшений. Восседаем на троне, который стоит поверх и в центре горизонтально лежащего Колеса Учения с тысячами спиц.
У нашего правого плеча Шенлха Одкар, у левого Санбо Бумтри, на макушке Сатрик Ерсан.
На горизонтально вращающемся Колесе Учения, взирая на нас, восседают полностью очистившие омрачения Татхагаты и Просветлённые Божества.
В нашем сердце и в сердцах окружающих нас Божеств восседает Всеблагой Кунтузанпо размером с фалангу большого пальца, в сердце которого, вокруг слога «Ом» в правую сторону (т.е. против часовой стрелки) вращаются слоги мантры «Дутрису».
Лучи света, распространяющиеся из слогов мантры, очищают всех живых существ от омрачений. Возвращаясь обратно, лучи света очищают нас от пяти ядов (гордость, вожделение, гнев, зависть, омрачённость), побеждают пять демонов и трансформируют их в качества Пяти Изначальных Мудростей Пяти Просветлённых Тел.
Мы, силой громко произносимых звуков сердечной мантры, побуждаем собрание Божеств, живых существ Трёх Миров, огонь, воду, ветер, землю, камни, горы, скалы, лес, траву, деревья и всю природу — произносить звуки мантры «Дутрису». На что бы мы ни посмотрели, везде видим Просветлённые формы Ушедших в Блаженство. Какие бы звуки мы не слышали, все они звучат как мантра «Дутрису». Что бы ни возникало в нашем уме — это Сознание Всеблагого Кунтузанпо.
Сохраняя в уме данную визуализацию, вместе со всеми живыми существами, начитываем мантру:
А КАР А МЕ ДУ ТРИ СУ НАКПО ЩИ ЩИ МАЛ МАЛ СОХА
Начитав мантру на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом:
Все Просветлённые Божества (находящиеся над нами и вокруг) погружаются в нас. Мы сами трансформируемся в букву «А». Буква «А» растворяется в природе Единства Путоты и Ясности, без каких-либо цепляний за внешнее или внутреннее.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.
Объяснение значения слогов мантры:
А КАР А МЕ — Сущность очищающей Первоосновы
ДУ ТРИ СУ НАКПО — Сущность очищаемого объекта
ЩИ ЩИ МАЛ МАЛ — Сущность очищенных Достоинств
СОХА — Сущность, уничтожающая ложное воззрение.
Другой вариант:
А — сущность Великой Матери Пространства Сатрик Ерсан
КАР — сущность Божества Изначальной Мудрости Шенлха Одкар
А — сущность Высшего Метода Санбо Бумтри
МЕ — сущность Мудрости Тонпа Шенраб
ДУ — Семена четырёх уровней ада
ТРИ — Семена трёх сфер мира голодных духов
СУ — Семена трёх уровней мира животных
НАКПО — Семена трёх верхних миров.
Великая Мать — очищает ад, Шенлха Одкар — мир животных, Санбо Бумтри — очищает мир голодных духов, Тонпа Шенраб — очищает три верхних мира.
ЩИ ЩИ — страдания самоосвобождаются
МАЛ МАЛ — Изначальная Мудрость Недвойственности Пустоты и Блаженства обретается
СОХА — ложное воззрение уничтожается.
8. Подношение мандалы
мандала
Подношение Мандалы выполняется с целью накопления духовных заслуг и мудрости.
Начало визуализации точно такое же, как и во время практики «Бодхичитты» («Золотая земля», приглашение существ всех Миров, Древо Прибежища).
В левую руку берем основание мандалы, а в правую руку верхушку мандалы.
Произносим:
Подобно изначально чистой Природе Бытия
Природа Сознания также изначально чиста
Для очищения от всех омрачённостей
Полностью очищаю эту мандалу Ясности

НА МА А КАР ЩА Я НИ ЩИК СА ЛЕ САН НЕ Е СО ХА
При этом протираем основание мандалы запястьем правой руки: три раза против часовой стрелки — свои и всех живых существ грехи, омрачения и кармические следы прошлых перерождений полностью очищаются; три по часовой стрелке — карма будущих перерождений очищается; три раза вперёд от себя — грехи, омрачения и карма данного перерождения полностью очищаются.
Затем, правой рукой сверху на основание мандалы кладём первое (самое большое) кольцо, верхушку мандалы откладываем в сторону, берём горсть субстанций (рис, полудрагоценные камни или т.п.) и против часовой стрелки насыпаем субстанции по кругу основания мандалы, внутри первого кольца, произнося при этом мантру:
А ЯМ РАМ МАМ КХАМ РАТНА МАНДАЛА ТРАМ
Визуализируем: безграничное Пространство Ясности и Пустоты. Поверх него — диск Ветра, в виде перекрещенного ваджра. Поверх диска Ветра — диск Огня, в виде восьми лепесткового лотоса. Поверх диска Огня — диск Воды, в виде синей горы. Поверх диска Воды — диск Земли. Поверх этого — Золотая земля, окружённая цепью железных гор. Так визуализируем основание мандалы.
Затем, правой рукой берём горсть субстанций и насыпаем их в центр основания мандалы. Произносим мантру:
ДЖУМ РИ ТИ КАРМА ЛА ХО
Визуализируем: как в центре мандалы возникает Гора Меру, квадратная и обладающая четырьмя уступами. На востоке Гора Меру — из хрусталя, на севере — из сапфира, на западе — из рубина, на юге — из бирюзы, в центре — из золота. На вершине Горы Меру — обители 33 Божеств Мира Чувственных Желаний, дворец Владыки Богов, Древо исполнения желаний и т.д. Гора Меру окружена семью золотыми горами и семью радующими озёрами между ними (и горы и озёра, последовательно располагаются одно за другим, имеют форму квадрата, опоясывающего Гору Меру с четырёх сторон).
Затем, правой рукой снова берём горсть субстанций и, поверх основания мандалы, последовательно насыпаем 12-ть горок — символы Четырёх Великих и Восьми Малых Материков:
— На Востоке (эта часть мандалы находится ближе к нам), далее движемся против часовой стрелки;
— На Севере (эта часть мандалы находится справа от нас);
— На Западе (эта часть мандалы находится дальше всего от нас);
— На Юге (эта часть мандалы находится слева от нас);
— Слева и справа от Восточного Материка — два Малых Восточных Материка;
— Слева и справа от Северного Материка — два Малых Северных Материка;
— Слева и справа от Западного Материка — два Малых Западных Материка;
— Слева и справа от Южного Материка — два Малых Южных Материка;
Произносим при этом мантру:
А ЯМ РАМ МАМ КХАМ ЩАК СА ЛЕ САН НЕ Е СО ХА
Визуализируем:
Восточный Материк — белый, в форме полумесяца, украшенный сосудом с сокровищами;
Северный Материк — зелёный, четырёхугольной формы, украшенный деревьями, исполняющими желания;
Западный Материк — красный, круглой формы, украшенный коровами, исполняющими желания; Южный Материк — синий, треугольной формы, украшенный драгоценными камнями, исполняющими желания.
Малые Материки повторяют цвет и форму соответствующего им Великого Материка.
Затем, правой рукой снова берём горсть субстанций и засыпаем все промежутки между насыпанными ранее горками субстанций на основании мандалы, но не заполняем кольцо полностью.
Снова, правой рукой берём горсть субстанций и, вокруг центра (Горы Меру), против часовой стрелки, начиная с Востока, последовательно насыпаем четыре горки, которые символизируют:
На Востоке — Золотое Солнце;
На Западе — Белую Луну, цвета раковины;
На Севере — Семь Драгоценностей;
На Юге — Восемь Символов Счастья.
Произносим при этом мантру:
ЧОТ ПХУР СА ЛЕ ХА ЛО СЭН
Теперь, продолжая держать основание мандалы в левой руке, правой рукой полностью засыпаем субстанциями первый уровень (первое, самое большое кольцо) мандалы.
Визуализируем при этом: что каждая из субстанций (каждое зёрнышко) — это отдельная Мировая Система, с Горой Меру, Материками, живыми существами и всеми соответствующими благами. Таким образом, представляем, что собранная нами мандала содержит в себе бесчисленное количество Мировых Систем с бесчисленным количеством различных даров, которые мы намереваемся поднести объектам Прибежища.
Затем, поверх этого первого уровня выстроенной мандалы, кладём второе (среднее по размеру) кольцо, берём горсть субстанций и против часовой стрелки насыпаем субстанции по кругу, внутри второго кольца, произнося при этом мантру:
А ЯМ РАМ МАМ КХАМ РАТНА МАНДАЛА ТРАМ
Все последующие действия, мантры, визуализации точно такие же, как и при заполнении первого уровня мандалы (первого, самого большого кольца).
После того, как мы полностью засыпали субстанциями и второй уровень мандалы, мы берём третье (самое маленькое по размеру кольцо), устанавливаем его поверх второго уровня и повторяем все действия, мантры, визуализации, как при заполнении первого и второго уровня мандалы.
Полностью засыпав субстанциями третий уровень (малое кольцо), поверх него водружаем верхушку мандалы (символ драгоценности, исполняющей все желания или символ Горы Меру).
Поворачиваем мандалу против часовой стрелки на 180 градусов, так чтобы лицевая (Восточная) сторона была теперь повёрнута к визуализируемому Древу Прибежища и, держа мандалу в левой руке, пальцами правой руки формируем мудру мандалы: средний палец — в центре (Гора Меру), мизинец — слева прижат к среднему пальцу (Южный Материк), указательный — справа прижат к среднему пальцу (Северный Материк), большой палец — ближе к нам прижат к среднему пальцу (Восточный Материк), безымянный — дальше от нас прижат к среднему пальцу (Западный Материк).
Очерчивая в пространстве такой мудрой круг против часовой стрелки, зачитываем строки подношения мандалы:
Эмахо! Поверх пяти элементов Гора Меру и семь горных хребтов
Великие и Малые Материки, с внешними и внутренними объектами желаний
Миллиарды подношений, украшенные Солнцем и Луной
Сотворённые моим умом, подношу! Прошу, примите!

Зачитав строки подношения мандалы, правой рукой один раз щёлкаем пальцами и бросаем на мандалу щепотку субстанций.
Все перечисленные выше действия считаются за один раз практики подношения мандалы.
Теперь, ссыпаем субстанции, все три уровня с основания мандалы себе в фартук. И у нас, в левой руке, остаётся только основание мандалы.
Снова произносим:
Подобно изначально чистой Природе Бытия
Природа Сознания также изначально чиста
Для очищения от всех омрачённостей
Полностью очищаю эту мандалу Ясности

НА МА А КАР ЩА Я НИ ЩИК СА ЛЕ САН НЕ Е СО ХА
И т.д., действия, мантры, визуализации — всё как и в первый раз подношения мандалы, но теперь, полностью заполнив субстанциями первый уровень (самое большое кольцо) мандалы, сразу же поверх него водружаем верхушку мандалы.
Т.е. в ритуале подношения мандалы все три уровня (три кольца) заполняются субстанциями только один раз, в самом начале медитативной сессии. Далее, на протяжении всей сессии, мы больше не используем второе и третье кольцо, а ограничиваемся заполнением только первого уровня мандалы.
Зачитываем строки подношения мандалы, правой рукой бросаем на мандалу щепотку субстанций. Так, мы второй раз выполнили подношение мандалы.
Снова, ссыпаем всё с основания мандалы себе в фартук.
Таким образом, делаем подношение мандалы столько раз, сколько сможем в эту медитативную сессию.
Сделав подношение мандалы необходимое нам количество раз, переходим к стадии сворачивания мандалы, т.е. завершения ритуала:
Высыпаем субстанции себе в фартук, откладываем мандалу в сторону и произносим следующие строки:
Природа Бытия — Природа Сознания изначально неизменна!
Обозначения и существа — составлены и непостоянны.
Допущенные при выполнении этого благого деяния ошибки
Учитель, Просветлённые существа, молю, простите!
Навсегда не уходите, снова ради существ проявляйте своё милосердие!

Визуализируем, как: из сердец объектов Прибежища излучается свет и Силой Благословения Просветлённых, все живые существа обретают не имеющее омрачений чудесное «Тело Света».
Затем, подобно стае птиц, живые существа взлетают в небо и погружаются в объекты Прибежища.
Объекты Прибежища последовательно с окраин, растворяясь в свет, собираются в центре и погружаются в тело Коренного Учителя.
Учитель превращается в тигле (каплю света) и через макушку погружается в наше сердце. Наше сознание становится неразделимым и не имеющим никаких отличий с сознанием и сущностью Учителя и объектов Древа Прибежища.
Какие-то время остаёмся без мыслей, в Состоянии Чистого Присутствия.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.

Примечание:
ПОДНОШЕНИЕ МАНДАЛЫ (на тибетском языке):
ЭМА ДЖУН НИ ТЭН ТУ РИ РАП РИ ДУН ТАН
ЛИН ЖИ ЛИН ТЧЕН ЧИ НАН ДОТ ЁН ЧЕ
НИ ДА ДЖЕН ПА ЧЕ ВА ТЧАК ДЖЯ ДЫ
ДАК КИ ЛО ЛАН БУЛЬ ЛО ЖИ СУ СОЛЬ

9. Гуру Йога традиции Бон
tapihritsa
Размышляем следующим образом:
Объекты Прибежища обладают огромной Силой Благословения, способной избавить нас от страданий Сансары и даровать Просветление. Эта Сила накапливалась в течение многих тысячелетий, преумножалась и передавалась от Учителя к ученику. Теперь вся эта Сила собрана в нашем Коренном Учителе, и мы обращаемся к нему с молитвой наделить нас данной Силой Благословения, с помощью которой мы сможем осознать (увидеть, распознать) свою Истинную Просветлённую Природу.
Выполняем следующую визуализацию:
Начало визуализации такое же, как и во время практики «Прибежища», только теперь: все объекты «Древа Прибежища» вместе с Учителем у нас над головой, на расстоянии одного локтя (или длины одной стрелы — примерно 50 см), и пребываем мы не в «Золотой земле», а в нашем обычном на момент выполнения практики месте.
Примечание: иногда, в текстах, во время описания практики Гуру Йоги встречается визуализация Древа Прибежища не над головой, а перед собой вверху на расстоянии вытянутой руки. Оба варианта являются правильными и можно выбрать для практики любой из них.
Далее размышляем: «С этого момента и вплоть до реализации состояния Освобождения я и все собравшиеся живые существа не имеем никаких других объектов желаний, надежд и созерцаний кроме Вас, драгоценные Учителя. Мною и всеми живыми существами накопленные в бесконечных перерождениях скверны и омрачения, мельчайшие нарушения трёх обетов (о личном спасении, о спасении всех живых существ, тантрический обет) просим полностью очистить. Все внешние, внутренние и тайные препятствия устранить. Благую карму, все мысли и все желания просим реализовать. В особенности, отбросить препятствия, противодействующие Высшему Знанию о полном Освобождении и освободить от ошибок в практике. Сейчас, именно в этот момент, зародить Поток безошибочного осознавания Истины. Опираемся и надеемся на Вашу Мудрость. Нить думающего ума полностью оборвите!» Решительно, неистово, с глубоким почтением и упованием произносим строки молитвы Гуру Йоги:
Пребывающему во дворце Великого Блаженства
Милосердному Коренному Учителю молюсь!
Драгоценный Наставник, ведущий к Просветлению,
Благослови постичь свою истинную природу!

Начитав данную молитву на чётках необходимое нам количество раз, останавливаемся и продолжаем визуализацию следующим образом:
Из сердца Всеблагого Кунтузангпо бурлящий белый поток Истинного Знания (Сила Благословения), последовательно ниспадая через всех Учителей всех линий преемственностей, погружается на макушку Коренного Учителя и по центральному каналу опускается в его сердце. Из сердца Учителя Сила Благословения ниспадает на нас и всех живых существ. И, очищая сущность всех внешних материальных форм и внутренних нечистот, все живые существа обретают не имеющее омрачений чудесное «Тело Света».
Затем, подобно стае птиц, живые существа взлетают в небо и погружаются в объекты Прибежища.
Далее, всё собрание божеств Древа Прибежища, последовательно растворяясь в свет, опускается на макушку Учителя, наполняет его центральный канал и растворяется в сердце Учителя.
На макушке Учителя возникает белая буква «А», в горле — красный слог «ОМ», в сердце — синий слог «ХУМ».
Белая буква «А» растворяется в свет, превращается в белое тигле, ниспадает к нам в чакру на макушке и растворяется в ней.
Так очищаются омрачённости тела, и мы получаем от Учителя Внешнее Посвящение (Силу Благословения) Тела.
Красный слог «ОМ» растворяется в свет, превращается в красное тигле, ниспадает к нам в горло и растворяется в нём. Так очищаются омрачённости нашей речи, и мы получаем от Учителя Внутреннее Посвящение (Силу Благословения) Речи.
Синий слог «ХУМ» растворяется в свет, превращается в синее тигле, ниспадает к нам в сердце и растворяется в нём. Так очищаются омрачённости нашего ума, и мы получаем от Учителя Тайное Посвящение (Силу Благословения) Ума.
Трон, сиденье и сам Учитель растворяются в свет, превращаются в тигле (каплю света).
Тигле опускается нам на макушку, погружается в центральный канал, и растворяется в нашем сердце.
Мы становимся недвойственны (нараздельны) с нашим Учителем. Так мы получаем от Учителя Сверхтайное Посвящение (Силу Благословения) Природы Ума и входим в естественное состояние. Тело, речь и ум обретают сверхъестественные способности.
Затем, подобно Просветлённым, приобретённую от выполненной практики добродетель лучами света во всех десяти направлениях посвящаем живым существам ради реализации ими состояния Освобождения.
Читаем строки «Посвящения заслуг»:
Добродетели все свои тела, речи и ума
Посвящаю всем живым существам трёх миров.
Очистив все омрачённости прошлого, настоящего и будущего
Пусть все немедленно обретут Три Тела Будды.

10. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ДРЕВА ПРИБЕЖИЩА
refuge_tree
refuge_tree-scheme
1. Коренной Учитель в образе Будды Шенлха Одкар gShen lha /od dkar, объединяющий в себе сущность всех Победоносных Будд.
2. Несравненный Шераб Гьялцен mNyam med Shes rab rgyal mtshan, Второй Победоносный Будда, объединивший в себе три линии преемственности (Винаи, Тантры и Дзогчен), основатель традиции монастыря Менри.
Линия преемственности настоятелей монастыря Менри:
3. Гьялцап Ринчен Гьялцен rgyal tshab Rin chen rgyal mtshan, приемник Второго Победоносного Будды.
4. Кхенчен Намкха Еше nkhan chen Nam mkha' ye shes
5. Кунзан Гьялцен Kun bzang rgyal mtshan
Ринчен Гьялцен Rin chen rgyal mtshan
Цультрим Гьялцен Tshul khrims rgyal mtshan
Соднам Еше bSod nams ye shes
Соднам Юндрун bSod nams g.yung drung
Шецу Друнгму She tsu drung mu
Шераб Одзер Shes rab /od zer
Юндрун Гьялцен g.Yung drung rgyal mtshan
Шераб Лодро Shes rab blo gros
Шераб Одзер Shes rab /od zer
Цукпу Одзер gTsug phud /od zer
Юндрун Цультрим g.Yung drung tshul khrims
Ринчен Одзер Rin chen `od zer
Ринчен Лхундуп Rin chen lhun grub
Шераб Тензин Shes rab bstan /dzin
Шераб Вангьял Shes rab dbang rgyal
Юндрун Вангьял g.Yung drung dbang rgyal
Пунцок Намгьял Phun tshogs rnam rgyal
Шераб Лодро Shes rab blos gros
6. Дава Гьялцен Zla ba rgyal mtshan (также является и основателем традиции монастыря Юндрунлинг).
7. Нима Тензин Nyi ma bstan /dzin
Соднам Пунцок bSod nams phun tshogs
Шераб Юндрун Shes rab g.yung drung
Сангье Тензин Sangs rgyas bstan /dzin
Тензин Цультрим bsTan /dzin tshul khrims
Пунцок Лодро Phun tshogs blo gros
Гьялва Лодро rGyal ba blo gros
Тенпа Лодро bsTan pa blo gros
Нима Вангьял Nyi ma dbang rgyal
Шераб Лодро Shes rab blo gros
Линия преемственности Учителей Великого Совершенства (Дзогчен)
«Устной традиции страны Гаруды» (Шанг Шунг Нен Гьюд):
8. Всеблагой Кунту Зангпо kun tu bzang po/
9. Шенлха Одкар gShen lha /od dkar/
Гьялва Шенраб rGyal ba gShen rab/
Цемет Отден Tshad med /od ldan/
Трулшен Нанден /Phrul gshen snang ldan/
Парнанг Кхучук Bar snang khu byug/
Зангза Рингцун bZang za ring btsun/
Чимед Цукпу /Chi med gtsug phud/
Сангва Дупа gSang ba /dus pa/
Ёнгсу Такпа Yongs du dag pa/
Лубон Ванам kLu bon ba nam/
Триде Завпу Khri lde zav bu/
Ваннам Кьёлпо Ba nam skyol po/
Тришо Гьялва Khri sho rgyal ba/
Расан Самдруп Ra sangs bsam /grub/
Дарма Шераб Dar ma shes rab/
Дарма Бходе Dar ma bho de/
Шангшунг Трипхен Zhang zhung khri /phen/
Муе Лхагьюнг Mu ye lha rgyung/
Машен Легзан rMa gshen legs bzang/
Гьершен Таглха Gyer gshen stag lha/
Расан Юндрун Ra sangs g.yung drung/
Сичен Юнпхен gSas chen g.Yung /phen/
Гебар Тондруп dGe /bar don grub/
Гьерпхун Гепхен Gyer spungs dge /phen
Деси Гегьял de sras dGe rgyal/
Шангшунг Намгьял Zhang zhung rnam rgyal/
Мугьюнг Карпо Mu rgyung dkar po/
Хорти Ченпо Hor ti chen po/
Тонкун Друппа Don kun grub pa/
Расан Пхенгьял Ra sangs /phen rgyal/
Гуруп Сига Gu rub gsas dga'/
Дава Гьялцен Zla ba rgyal mtshan/
Тапихрица Ta pi hri tsa/
Нанжер Лодпо sNang bzher lod po/
Гьялзик Сичунг rGyal gzigs gsas chung/
Мушен Цоге dMu gshen tso ge/
Гьершен Цотанг Gyer gshen tso tang/
Шоткхам Ченпо Shod khram chen po/
Мугьялва Лодро dMu rgyal ba blo gros/
Понгьял Ценпо dPon rgyal btsan po/
Гуге Лоден Gu ge blo ldan/
Пурен Кунга Pu reng kun dga'/
Нальджор Сичог rNal /byor sras mchog/
Кьюнчид Мутхур Khyung byid mu thur/
Дева Рингмо bDe ba ring mo/
Тогмед Шигпо rTog med zhig po/
Лхундруп Мутхур Lhun grub mu thur/
Шенгьял Лхаце gShen rgyal lha rtse/
Лхагом Карпо Lha sgom dkar po/
Нгудруп Гьялцен dNgos grub rgyal mtshan/
Оргом Кундул /Or sgom kun /dul /
Янгтон Шераб Гьялцен (Yang ston) Shes rab rgyal mtshan/
Тампа Бумдже Dam pa /bum rje (/od)/
Лу Драгпа Таши Гьялцен (kLu brag pa bKra shis rgyal mtshan)
Токден Бонпо rTogs ldan dbon po (ye shes rgyal mtshan)/
Гьялцен Ринчен (Yang ston) rGyal mtshan rin chen/
Чикчот Теще gCig chod dad (pa) shes (rab)/
Дру Гьялва Юндрун (Bru) rGyal ba g.yung drung/
Рипа Шерло (La stod) Ri pa sher blo (shes rab blo gros)/
Еше Ринчен (A thog) Yes shes rin chen (rgyal mtshan)/
Лама Гьялцен (Khyung po rang grol)Bla ma rgyal mtshan/
Линия преемственности Учителей Великого Совершенства (Дзогчен)
традиции «Тройного Провозглашения» (Драгпа Корсум):
10. Шенлха Одкар gShen lha /od dkar/
11. Пять Победоносных Будд, Ушедших в Блаженство
Чиме Цукпу /Chi med gstug phud/
Лхашен Ёнсутакпа Lha gshen Yongs su dag pa/
Милю Самлег Mi lus bsam legs/
Еше Нинпо Yes shes snying po/
Одзер Пагмед /Od zer dpag med/
Мунпа Кунсал Mun pa kun gsal/
Трулшен Нанден /Phrul gshen snang ldan/
Санва Дупа gSang ba /dus pa/
Тонггьюнг Тхучен sTong rgyung mthu chen/
Шари Вучен Sha ri dbu chen/
Чеца Кхарпу lCe tsha mkhar bu/
Чимца Мачунг Gyim tsha rma chung/
Лишу Тагрин Li shu stag ring/
Друпчен Чудже Grub chen bco brgyad/
Чоза Бонмо Co bza' bon mo/
Шодтон Нгудруп gZhod ston dngos grub/
Гьятон Джоде rGya ston jo lde/
Шигпо Нангсенг Zhig po snang seng/
Чётон Нагпал sKyo ston snags dpal/
Ётон Лхунпал g.Yo ston lhun dpal/
Сенге Другдра Seng ge /brug sgra/
Бонщик Лоде Bon zhig blo de/
Тогден Юнгрин rTogs ldan g.Yung rin/
Кхицун Шердруп mKhas btsun sher grub/
Ёнтен Сенге Yon tan seng ge/
Лама Гьялцен Bla ma rgyal mtshan/
Линия преемственности Учителей Великого Совершенства (Дзогчен)
традиции «Глубокого постижения Изначального А» (АТИ):
12. Гондзот Ритотпа dGongs mdzod ri khrod pa/
13. Гомчен Барва sGom chen /bar ba/
Кьюнгом Джоюнг Khyung sgom jo g.yung/
Тампа Цулше Dam pa tshul shes/
Ёрпо Мепал g.Yor po me dpal/
Дудци Гьялцен bDud rtsi rgyal mtshan/
Лодро Гьялцен Blo gros rgyal mtshan/
Дулва Гьялцен /Dul ba rgyal mtshan/
Дру Гьялва Юндрун (Bru)rGyal ba g.yung drung/
Дру Намкха Одзер (Bru)Nam mkha' /od zer/
Сотнам Гьялцен bSod nams rgyal mtshan/
Сотнам Лодро bSod nams blo gros/
Дру намгьял Кара (Bru)rNam rgyal ka ra/
Ринчен Лодро Rin chen blo gros/
Линия преемственности Учителей «Совершенной монашеской дисциплины»:
14. Шенраб Миво Трицук Гьялва (gShen rab mi bo) Khri gtsug rgyal ba/
15. Цукшен Гьялва gTsug gshen rgyal ba/
Дрангсонг Гьялва Drang srong rgyal ba/
Цукси Мало gTsug sras rma lo/
Триде Кунгдраг Khri sde gung grags/
Мучо Демдруг Mu cho ldem drug/
Муца Трахе dMu tsha tra he/
Триде Одпо Khri sde /od po/
Лханглханг Цукпу Lhang lhang gtsug phud/
Тангва Итранг Dang ba yid rang/
Тхуккар Еше Thugs kar ye shes/
Кунгрум Еше Gung rum ye shes/
Одлха Салбар /Od lha gsal /bar/
Дзутрул Еше rDzu /phrul ye shes/
Еше Цултрим Ye shes tshul khrims/
Юндрун Цултрим g.Yung drung tshul khrims/
Цукпу Цултрим gTsug phud tshul khrims/
Качу Гьялва Ga chu rgyal ba/
Яконг Гьялва Ya gong rgyal ba/
Децун Рапсал lDe btsun rab gsal/
Джоцун Еше Jo btsun ye shes/
Музи Салзанг Mu zi gsal bzang/
Трибар Цултрим Khri /bar tshul khrims/
Гьялва Цукпу rGyal ba gtsug phud/
Цукпу Цултрим gTsug phud tshul khrims/
Лачен Мутхур Bla chen mu thur/
Нёцун Рингьял gNyo btsun rin rgyal/ (gGyos btsun rin rgyal)
Кунга Цултрим Kun dga' tshul khrims/
Ринчен Цукпу Rin chen gtsug phud/
Прапхут Цултрим pra phud tshul khrims/
Цултрим Еше Tshul khrims ye shes/
Шелцун Юндрун Shel btsun g.yung drung/
Юндрун Гьялцен g.Yung drung rgyal mtshan/
Кхенлоп Намни mKhan slob rnam gnyis/
Тампа Гондзот Dam pa dgongs mdzod/
Шерап Одзер Shes rab /od zer/
Шентон Намкха gShen ston nam mkha'/
Ёрпо Мепал g.Yor po me dpal/
Дудци Гьялцен bDud rtsi rgyal mtshan/
Дарма Гьялцен Dar ma rgyal mtshan/
Цултрим Лама Tshul khrims bla ma/
Джогон Мартон /Gro mgon Mar ston/
Партханг Шангтон Bar thang zhang ston/
Сумтон Лхабум Sum ston kha /bum/
Джогон Лодро /Gro mgon bl gros/
Еше Лодро Ye shes blo gros/
Дулва Лодро /Dul ba blo gros/
Шераб Лодро Shes rab blo gros/
Юндрунг Еше g.Yung drung ye shes/
Цултрим Еше Tshul khrims ye shes/
Линия преемственности Учителей «Тайной Тантры»:
16. Трулшен Нангден /Phrul gshen snang ldan/
17. Занза Рингцун bZang bza' ring btsun/
Чиме Цукпу /Chi med gtsug phud/
Сангва Дупа gSang ba /dus pa/
Тагла Мебар sTag la me /bar/
Ёнгсу Такпа Yongs su dag pa/
Милю Самлег Mi lus bsam legs/
Еше Нингпо Ye shes snying po/
Нангва Докчен sNang ba mdog can/
Мутри Ценпо Mu khri btsan po/
Хаара Чипар Ha ra ci par/
Тагвер Ливер sTag wer li wer/
Анну Драгтхаг A nu /phrag thag/
Сене Гау Sad ne ga'u/
Тхами Тхеке Tha mi thad ke/
Шепу Ракхук Shad pu ra khug/
Сингпа Тхучен Zing pa mthu chen/
Пебон Тхогтрул sPe bon thog /phrul/ (thog /phrul)
Пхебон Тхогце sPe bon thog rtse/
Тонггьюнг Тхучен sTong rgyung mthu chen/
Шари Вучен Sha ri dbu chen/
Чимца Мачунг Gyim tsha rma chung/
Чеца Кхарпу lCe tsha mkhar bu/
Шрипа Гьермет Hris pa gyer med/
Муца Гьермет dMu tsha gyer med/
Дренпа Намкха Dran pa nam mkha'
Шенчен Луга gShen chen klu dga'
Гьерми Ниод Gyer mi nyi /od/
Матон Ситдзин rMa ston srid /dzin/
Джилтон Кьюнггод sByil ston khung rgod/
Дручен Намюнг Bru chen nam g.yung/
Шуе Легпо Zhu g.yas legs po/
Патон Палчок sPa ston dpal mchog/
Меулхари Ненпо rMe'u lha ri gnyan po/
Друша Кьюнгки Гьялцен Bru sha khyung gi rgyal mtshan/
Друша Джецун Bru sha rje btsun/
Друтон Нигьял Bru ston nyi rgyal/
Ёрпо Мепал g.Yor po me dpal/
Нё Цултрим Гьялцен gNyos tshul khrims rgyal mtshan/
Джогон Дудци Гьялцен /Gro mgon bdud rtsi rgyal mtshan/
Джогон Лодро Гьялцен /Gro mgon blo gros rgyal mtshan/
Дулва Гьялцен /Dul ba rgyal mtshan/
Дру Гьялва Юндрун (Bru) rGyal ba g.Yung drung
Намкха Одзер Nam mkha' /od zer/
Сотнам Гьялцен bSod nams rgyal mtshan/
Сотнам Лодро bSod nams blo gros/
Намкха Сотнам Nam mkha' bsod nams/
Цеванг Гьялцен Tshe dbang rgyal mtshan/
Намкха Ринчен Nam mkha' rin chen/
Дру Намгьял Кара (Bru) rNam rgyal ka ra/
Кхидруп Ринчен Лодро mKhas grub rin chen blo gros/
Собрание Совершенных Будд Трёх Времён:
18. «Будда Настоящего» — Шенраб Миво Кунле Нампар Гьялва gShen rab mi bo Kun las rnam par rgyal ba
«Четыре сына Будды Настоящего»:
19. Итчи Чиучун Yid kyi khye'u chung = aka sMra ba'i seng ge = aka g.Yungdrung gstug gshen rgyal ba
20. Сипу Мало gSas bu rMa lo
21. Сипу Юло gSas bu g.Yu lo
22. Топу Бумсан gTo bu /bum sangs
Семь Будд Прошлого:
23. Нангва Рангджунг Тхугджечен sNang ba rang /byung thugs rje can
24. Гева Кхорва Кунджен dGe ba /khor ba kun /dren
25. Кунше Нёнмон Туксег Kun shes Nyon mongs dug sregs
26. Лег Цемет Тхугджечен Legs tshad med thugs rje can
27. Нёмпа Тхамчет Чензиг sNyoms pa thams cad mkhyen gzigs
28. Чампа Тригьял Кхукпа Byams pa khri rgyal khug pa
29. Такпа Тогьял Ечен Dag pa gto rgyal ye mkhyen
30. «Будда Грядущего» — Чамден Тхангма Меджон Byams ldan thang ma me sgron
31. «1002 Будды Благой Кальпы»
32. «Будды 10-ти сторон света»
Свастикасаттвы Десяти ступеней:
33. Наследник Мучо Демдруг gDung /tshob Mu cho ldem drug/
34 — 41. Свастикасаттвы Пути Медитации
42. Свастикасаттвы Пути Видения
43. Свастикасаттвы Пути Объединения
44. Свастикасаттвы Пути Накопления
Собрание Дакинь:
45. Кальпа Зангмо sKal pa bzang mo (одно лицо, четыре руки, две ноги)
«Семь Дакинь Изначальной Мудрости»:
46. Миё Тенма Mi g.yo brtan ma
47. Дегма Кундрол /Degs ma kun grol
48. Кьема Отцо Kye ma /od mtsho
49. Намкха Деден Nam mkha' bde ldan
50. Такпа Кундуд Dag pa kun sdud
51. Сальва Тродбеб gSal bad rod /beb
52. Тхугдже Кундрол Thugs rje kun grol
«Одиннадцать Дакинь Действия»:
53 — 56. Четыре Дакини страны Оддияна
57. Чёза Бонмо bCo bza' bon mo Дакиня Тибета
58. Одден Барма /Od ldan /bar ma Дакиня Тибета
59 — 62 Четыре Дакини Индии
63. Дакиня страны Баруша (Гилгит) Bru sha'i mkha' /gro
«Двенадцать Звериноголовых Дакинь, питающихся плотью»:
64. Дакиня с головой птицы смерти
65. Дакиня с головой дикой собаки
66. Дакиня с головой крокодила
67. Дакиня с головой ядовитой змеи
68. Дакиня с головой шакала
69. Дакиня с головой льва
70. Дакиня с головой гаруды
71. Дакиня с головой тигра
72. Дакиня с головой леопарда
73. Дакиня с головой бурого медведя
74. Дакиня с головой жёлтого снежного медведя
75. Дакиня с головой вороны
Собрание Идамов:
«Двадцать главных Идамов» — Собрание Божеств Изначальных Шенов и Изначальных Великих Шенов:
76. Мирный Куннан Чаппа Zhi ba kun snang khyab pa/ (одно лицо, две руки, две ноги)
77. Гневный Цочок Кхаджин Khro bo gtso mchog mkha' /gying (три лица, шесть рук)
78. Валсе Нампа dBal gsas rngam pa (девять голов, восемнадцать рук)
79. Лхагод Тхогпа Lha rgod thog pa (четыре лица, восемь рук)
80. Сангва Ингрол gSang ba dbyings rol (семь лиц, шестнадцать рук)
81. Цеван Ригдзин Tshe dbang rig /dzin (одно лицо, две руки) со взглядом «Тайной реализации»
82. Магьюд Санчок Тхартуг Ma rgyud gsang mchog mthar thug (семь лиц, шестнадцать рук) со своей супругой Кьема Одцо красного цвета, в правой руке которой — труп, а в левой — череп с амритой
83. Дренпа Намкха Dran pa nam mkha' (одно лицо, две руки) со взглядом «Тайной реализации»
84. Бумпа /Bum pa (девять голов, восемнадцать рук)
85. Рампа Ram pa (три лица, шесть рук)
86. Ролпа Rol pa (девять голов, восемнадцать рук)
87. Дудцы Юбранг Чилва bDud rtsi g.yu /brang /khil ba (три лица, шесть рук)
88. Тагла с красными волосами-бритвами sTag la spu grid mar po (одно лицо, две руки)
89. Великий гневный тайный Гекхот Ge khod gsang ba drag chen (девять голов, восемнадцать рук) со своей супругой, у которой три лица и шесть рук
90. Гневный Другсе Чемпа Khro bo /brug gsas chem pa (три лица, шесть рук) с пурбой
91. Мери Валчен Гекхот Me ri dbal chen ge khod (девять голов, восемнадцать рук)
92. Всё усмиряющий Идам Гьяцо Трогьял Ракша Кхаджин sPyi /dul yi dam rgya mtsho Khro rgyal raksha mkha' /gying (девять голов, восемнадцать рук)
93. Сангпхур gSang phur (три лица, шесть рук) с пурбой
94. Белый гневный Валсе на чёрном Гаруде dBal gsas khyung nag Khro bo dkar po (девять голов, восемнадцать рук)
95. Валсе на красном Гаруде dBal gsas khyung dmar po (лицо Гаруды и две руки)
«Собрание Божеств Тантры Исследования»:
96. Гьипа Куннан Чаппа rGyas pa kun snang khyab pa/Обширный Всеохватывающий
97. Тонпа Шенраб Миво sTon pa gshen rab mi bo/ Верховный Жрец Наставник
98. Ситпа Сангпо Бумтри Sri dpa sangs po /bum khri/ Царь Бытия
99. Великое Божество Шенлха Одкар Lha chen gshen lha /od dkar/
100. Великая Мать Сатрик Ерсанг Yum chen sa trig er sang/
101. Шенраб Нампар Гьялва gShen rab rnam par rgyal ba/ Совершенный Победоносный Верховный Жрец
102. Намдак rNam dag/ Совершенный
103. Чамма Byams ma/ Любящая Мать
104. Мелха Me lha/ Божество Огня
105. Кенгце Ленмет Keng tse lan med/
106. Шерап Мави Сенге Shes rab smra ba'i seng ge/ Мудрый Лев Речи
«Собрание Божеств Тантры Действия»:
107. Дулчок Тонпа Трицук Гьялва /Dul chog ston pa khri gtsug rgyal ba/ Наставник высшей монашеской дисциплины — Будда, восседающий на троне
108. Чамма Byams ma/ Любящая Мать
109. Намдак rNam dag/ Совершенный
110. Монлам Тхае sMon lam mtha' yas/
111. Менлха sMan lha/
112. Кунйинг Kun dbyings/
113. Генен Тхекпи Лха dGe bsnyen theg pa'i lha/ Божество Колесницы мирян
114. Чамден Byams ldan/ Любящий
115. Дуйкхор Dus /khor/ Колесо Времени
116. Кунриг Kun rig/ Всёосознающий
117. Гьялва Гьяцо rGyal ba rgya mtsho/ Океан Победоносных
118. Намджом rNam /joms/ Всеразрушающий
Собрание мужских Защитников Учения Бон:
119. Драг Сенг Grags seng/ Прославленный лев
120. Намтхель gNam thel/
121. Гьялпо Шелтрап чен rGyal po Shel khrab can/
122. Нипангсед Nyi pang sad/
123. Джамнгон /Dzam sngon/
124. Авсе A bse/
125. Хурпа Hur pa/
126. Магпон dMag dpon/ Предводитель армии
127. Мидуд Чампа Тчакго Mi bdud /byams pa khrag mgo/
Собрание женских Защитников Учения Бон:
128. Сытгьял Деунагмо Srid rgyal dre'u nag mo/ Владычица Бытия на чёрном муле
129. Дрелмар Drel dmar/ Владычица Бытия на красном муле
130. Мукмо Сытгьял rMug mo srid rgyal/ Тёмно-красная Владычица Бытия
131. Кармо Сытгьял dKar mo srid rgyal/ Белая Владычица Бытия
132. Нагмо Сытгьял Nag mo srid rgyal/ Чёрная Владычица Бытия
133. Юмсе Yum sras/ Принцесса
134. Дралама sGra bla ma/ Верховная мать, оберегающая от врагов
135. Менмо sMan mo/ Врачевательница
Благие предметы и символы Учения Бон:
136. Восемь субстанций rDzas brgyad/
137. Семь драгоценностей Nor bdun/
138. Пять священных предметов rNam lnga/
139. Восемь символов счастья rTags brgyad/
Источник
  • 0
  • 17118

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.