Гормесут — четыре сына Гора

© Источник: proegypet.ru
Автор:Сергей
 
Сыновья Гора охраняют внутренние органы, они звезды и посланники… Сыновья Гора — духи, которые, объединившись, приносят людям огромную пользу. Неразлучные, как пальцы одной руки, Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф неразрывно связаны с величайшими божествами.
Мы дети Гора, которых он любит», — заявляют хором четыре божества в древнейших «Текстах пирамид». Стоит ли воспринимать эти слова как сообщение об их благородном происхождении?.. На сегодняшний день это единственное объяснение, найденное исследователями.
 
«Возлюбленные» Гора Древнего


Гор, о котором идет речь, есть не кто иной, как сын богини Нут, брат хорошо известных нам Исиды и Осириса, дядя Гора Великого. Одна древняя легенда гласит, что четыре сына Гора отождествлялись с душами бога и были выловлены из вод нуна богом Себеком по распоряжению самого Ра. Сама Исида произвела на свет этих четырех детей, плод союза с ее собственным братом Хароерисом (другое имя Гора Древнего). Этот малоизвестный эпизод полностью затмила кровосмесительная связь богини с другим ее братом, Осирисом. По-видимому, именно из-за таких особенно близких семейных отношений сыновьей Гора стали связывать с их дядей, Осирисом. Они стоят перед ним, расположившись на цветке лотоса, и эта сцена символизирует защиту. Именно так дети Гора изображены на большинстве папирусов, которые упоминают о знаменитой процедуре психостасии.
 
Цифра четыре
Цифра четыре символизирует предназначение сыновей Гора, но также связывается с живым человеком (четыре стороны света) и с умершим (четыре канопы). Эта символика получает необычную интерпретацию в библейских текстах. В частности, Карл Густав Юнг отмечает любопытную аналогию с видением Иезекииля, в котором четыре создания, одно в образе человека, а три других — с головами животных, в том числе птицы, символизируют четыре стороны света. Подобное видение мы находим также в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова.
 
Четыре сущности
Хотя они редко разделялись, как в мифологическом контексте, так и в культовом, на самом деле каждый из четырех сыновей Гора был индивидуальностью. Действительно, несмотря на одинаковое происхождение, эти персонажи мало, чем похожи. Ничего удивительного в этом нет: вспомним их дядей и теток, таких разных, но рожденных одной матерью! Первым из братьев был Амсет (или Имсети), божество с двойственной сущностью (изначально Амсетом называли божественную чету с доминирующим женским началом). Амсету подчинятся южный ветер, при помощи которого этот дух разнес весть об окончательной победе Гора над Сетом. За ним следует Хапи, также двойственная сущность (его называли «двумя утками» или «двумя гусями»). Корень «хап» отсылает нас к системе кровообращения.
000000
 
Дуамутеф -«тот, кто восхваляет свою мать» (Исиду), а имя Кебехсенуф означает «освежающий своих братьев» (то есть физически восстанавливающий их). Надо сказать, что этим процессом восстановления все четверо, объединившись, владели в совершенстве. Они восстанавливали поврежденное смертью тело, которое, благодаря им, оказывается готовым к новому существованию. Подобные умения с точки зрения египтян были крайне важны! И первым, о ком могли позаботиться сыновья Гора, был их родной дядя, Осирис.
 
Духи-звезды
Действительно, четыре сына Гора получили от Анубиса поручение охранять своего дядю и сопровождать его в путешествии на небеса. Древние тексты рассказывают, что, превратившись в звезды, эти духи отнесли умершего Осириса на небеса к душам праведников. Став богами-звездами, они приблизились к Нут, богине неба; недаром их называли «пребывающими под северным бедром неба», то есть рядом с созвездием Большой Медведицы. Именно дети Гора должны были присматривать за этим созвездием, которое считалось связанным с Сетом и, следовательно, вредоносным. Отметим также, что все четверо были официальными защитниками Атума-Ра, помогавшими ему при нападениях змея Апопа. И, как ни странно, сражаться им приходилось бок о бок с Сетом, тоже стоящим на носу ладьи.
 
«Души Пе и Нехена»
Рискуя все усложнить, напомним все же, что Гор Древний очень рано стал отождествляться с Гором Великим, сыном Осириса. Так, по одной из легенд Гор Великий оказывается связан с «сыновьями Гора», которые якобы были его детьми. В возмещение ущерба, причиненного Гору
Сетом, Ра даровал ему города Пе (Буто) и Нехен (Иераконполь). Чтобы успокоить волнения, вызванные его борьбой с Сетом, Гор попросил у Ра разрешения отправить туда своих сыновей. Так Амсет и Хапи были посланы в Пе, а Дуамутеф и Кебехсенуф обосновались в Нехене. Именно тогда сыновей Гора стали называть «Душами Пе и Нехена». Что же до самого Гора, то он получил от Ра титул «Гор херы уаджеф», что значит «их вождь».
 
Ка, ба, иб и са!
Почти полностью сливаясь с человеческим телом, сыновья Гора также обеспечивали защиту нематериальных элементов человеческой сущности. Ка человека, которое древние египтяне обожествляли в образе высшего существа, ассоциировалось с Амсетом. Амсет отвечал за поддержание жизненной силы, созидательной энергии каждого человека. Ба находилось под охраной Дуамутефа. Именно он должен был оживить бездыханное тело. Кебехсенуф связывался с са. Это начало, не менее абстрактное, чем два предыдущих, лежит в основе благородных побуждений, которые нами движут. Таким образом, са обладает способностью преображать каждое существо. И наконец, остается сердце, иб. Напомним, что оно не помещалось в сосуды-канопы: его аккуратно вкладывали обратно в забальзамированное тело. Это вместилище истины находилось под защитой духа Хапи.
Гормесут в переводе с древнеегипетского означает «дети Гора». Это не одно божество, а четыре объединившихся духа: Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф. Они редко упоминаются по отдельности и слиты в единую и весьма оригинальную божественную сущность.
 
Дуамутеф
Четыре сына Гора всегда изображались в виде мумий, чаще всего стоящих, и различались только по головам. У стерегущего легкие Дуамутефа — голова собаки или шакала.
 
Амсет
Это первый из четырех сыновей бога Гора. Его легко узнать по человеческой голове. Амсет стережет печень умершего.
 
Хапи
Второй сын Гора изображается с головой обезьяны. Он охраняет селезенку и, как и его братья, завернут в белый погребальный саван.
 
Лотос
Гормесут, то есть «Дети Гора» — это группа божеств, как правило, стоящих на цветке лотоса. Этот цветок напоминает о месте их происхождения, о дельте Нила.
 
Кебехсенуф
Четвертый и последний брат стережет кишечник умершего. Именно он больше всего напоминает своего отца физически, потому что изображался с головой сокола.
Согласно мифологии Древнего Египта, сыновья Гора — это четыре духа, четыре божества, которые несли на плечах тяжелое бремя, ведь именно они стерегли внутренние органы умерших. В более широком смысле все четверо охраняли Осириса и, следовательно, весь огромный мир мертвых. Также они считались птицами-вестниками загробного царства. Хотя сыновья Гора различались по именам, но всюду неразлучны, будто пальцы одной руки.
canope


Их изображения
Самое известное изображение детей Гора — четыре божества, стоящие в ряд на большом лотосе. Они напоминают мумии и различаются только лицами. Следует отметить, что человеческое лицо было у одного только Амсета (или Имсети). Три остальных брата зооморфны: у Хапи голова обезьяны, у Дуамутефа — собаки, а у Кебехсенуфа — сокола. Именно в таком обличье сыновья Гора традиционно изображались на суде Осириса. Кроме того, лица этих четырех духов можно увидеть на крышках сосудов-каноп, которые они по легенде охраняют. Однако встречаются также и другие, более оригинальные изображения.
Так, в «Папирусе Ани» (Британский музей) сыновья Гора стоят попарно друг напротив друга; в центре стоит ящик для каноп (или осирический саркофаг). Другой вариант: сыновья Гора, как всегда, в образах мумий, но с человеческими лицами, сидят по двое по обе стороны от подноса, на котором лежат съестные припасы. Двое из них увенчаны коронами Верхнего Египта, а двое других — коронами Нижнего Египта. Это удивительное изображение можно увидеть в знаменитой гробнице Аи, расположенной в Долине Царей.
Сыновья Гора, несмотря на свое благородное происхождение, становились объектами культа только в одном единственном месте: в гробнице, которую они неустанно стерегли. Последний дом умершего был их единственным святилищем.
В Древнем Египте встречались также ненастоящие, или фальшивые, канопы -начиная со времен XXI династии. Этот любопытный факт объясняется изменениями в процедуре бальзамирования, произошедшими около тысячелетия до нашей эры. Между XXI и XXV династиями египетские бальзамировщики начали укладывать внутренние органы обратно в тело в сопровождении маленького атлета с образом одного из сыновей Гора, а фальшивые канопы (куда менее дорогие, чем настоящие!) ставились в качестве декораций по обе стороны от гроба.
Вера в существование четырех сыновей Гора, по-видимому, ведет свое происхождение из Буто, города Дельты, покровителями которого они были с древнейших времен. Хотя их называли «душами Пе» (древнее название этого города), в честь них здесь не было построено ни одного храма, как, впрочем, и нигде в другой части страны. Ведь место сыновей Гора не в храме, а в гробнице, о чем свидетельствуют погребальные обряды, распространенные в Древнем Египте.
 
Сосуды канопы
Если говорить конкретнее, то сыновья Гора связывались с процедурой эвисцерации, то есть извлечения легких, печени, желудка (и / или селезенки) и кишечника умершего. В Египте было принято извлекать эти внутренние органы, потому что без них тело умершего дольше хранилось. Мумифицированное тело, надежно защищенное расписным гробом и амулетом, могло больше ничего не бояться. Но что же становилось с внутренностями, которые больше подвержены разложению? Их аккуратно укладывали в четыре сосуда (из керамики, алебастра или твердого камня), известных также под названием «канопы». С приходом Нового царства каждый такой сосуд снабжали определенной узнаваемой крышкой.
Тот, в котором хранилась печень, украшался головой Амсета; тот, что был предназначен для желудка или селезенки — головой Хапи. Голова Дуамутефа украшала сосуд с легкими умершего. И наконец, голова Кебехсенуфа служила крышкой для канопы с кишечником. Самим сосудам придавали форму, напоминающую человека или соответствующее животное, так что они становились настоящими «образами сыновей Гора».
 
Сами органы
В конце концов, в сознании древних египтян сыновья Гора стали отождествляться с самими внутренними органами, что было обусловлено омофонией. Амсет стал самой печенью {мисет), Хапи сделался селезенкой и желудком, Дуамутеф — легкими, а Кебехсенуф — кишечником. Так сыновья Гора проникли в язык анатомии!
 
Незаметная защита гроба
Присутствие сыновей Гора в гробнице играло главным образом профилактическую роль. Так, их образы могли защищать гроб умершего: Гормесут изображали на картонажах, на нагрудных украшениях из металла или эмалевой фритты и на других предметах. Однако в данном случае речь идет о более поздних обычаях, которые появились не раньше времен XXVI династии и просуществовали, судя по всему, вплоть до римской эпохи. На пластронах (нагрудниках) с деревянными и гипсовыми элементами (распространенных в Египте в III веке нашей эры) умерший изображался в образе Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и четырьмя сыновьями Гора.
Imagen5
На раскопках Туны-эль-Джебель археологи обнаружили несколько подобных изделий. Точно такие же находки были сделаны и в оазисе Бахрия почти в ста восьмидесяти километрах к западу от Нила: у некоторых поздних мумий грудь закрывал пластрон из картона, на котором красками были изображены четыре сына Гора. У мумий, обнаруженных в Ахмиме, подобные изображения обнаружены на тканях, которыми накрывали останки умершего.
 
Стороны света и стражи царского имени
И наконец, поскольку сыновья Гора считались воплощениями четырех сторон света, они естественным образом связывались с церемониями, в которых участвовал сам фараон. Отмечая границы египетского царства (расположенные далеко за горизонтом), эти четыре духа играли роль защитников фараона. Особенно актуально это было в день коронации. Согласно текстам, сыновья Гора в этот момент взмывают ввысь и, разделившись, летят в разных направлениях — каждый к своей стороне света: Хапи держит путь на север, Дуамутеф — на восток, Амсет летит на юг, а Кебехсенуф направляется на запад. Превратившись в птиц, они извещают по пути, что Гор, воплотившийся в новом фараоне, получил власть над коронами Обеих Земель.
Судя по всему, в подкрепление этого поверья египтяне выпускали в небо птиц. Сыновья Гора выполняли функцию защитников самого фараона, и им надлежало охранять его коронационное имя. В маленьком святилище Сети I (1306-1290 гг. до н. э.) при храме Абидоса это демонстрируется очень явно. Мы можем увидеть здесь изображения четырех сыновей Гора, стоящих на столе, вместо ножки у которого — прямоугольник с коронационным именем фараона Сети. Имя, которое охраняют сыновья Гора, они разносят по всему Египту, сообщая о том, что новый Гор (то есть фараон) явился миру.
 
Четыре сына, четыре плакальщицы
Сыновья Гора очень часто изображаются рядом с четырьмя богинями: так называемыми божественными плакальщицами. Будучи связаны с этими богинями, духи порой соединяются с ними в единое целое: Амсет связывается с Исидой, Хапи — с Нефтидой, второй сестрой Осириса, Дуамутеф — с Нейт, а Кебехсенуф — с Селкет, богиней-скорпионом. Связанные каждый с одной из четырех сторон света, а также с одним из четырех основных начал человека, эти четыре двойственные сущности неустанно стерегли четыре внутренних органа, хранившихся в канопах. Канопах, которые во времена Нового царства станут украшаться головами четырех сыновей Гора.
  • 0
  • 2924

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.