Анахсор

сайт Фавна

Баннер сайта

Ца-Лунг

Составитель: Фавн

 

 

В этой статье я попытался составить общий образ практики которая замечательно может дополнить практику йоги, кудзи ин, ока возрождения, медитации.

Техника описана в передаче Тензина Вангьяла Ринпоче, традиция ДзогЧен.

 

НАСТАВЛЕНИЯ

 

В практике цалунг есть три уровня: внешний, внутренний и тайный. Внешний является самым грубым: в нем используются более сильные физические движения, которые делают дыхание более сильным. Внутренний и тайный уровни соответственно все более отдалены от материального. Внешний уровень больше связан с телом, внутренний — с энергией и праной, а тайный — с умом или ригпа.

Эти практики хорошо выполнять утром. Выполните каждую из них пять раз или три раза, или один раз. Выполняя практики, глаза можно держать открытыми или закрытыми — поэкспериментируйте.

Хотя эта практика дает здоровье и благополучие, повышает качество жизни, истинная цель ее выполнения — способствовать переживанию природы ума. Как и шаманские практики, методы медитации Тантры помогают уравновесить то, что лишилось равновесия, и развить то, чего недостает. В отличие от шаманских практик их обычно выполняют не в ответ на какие-то особые ситуации, а постоянно. Благодаря регулярной практике мы можем сохранять свободное течение энергии тела. В этом случае мы не будем ни вялы, ни возбуждены, ни слабы, ни тревожны. Такая уравновешенность заметно облегчает практику медитации. Она способствует прояснению ума и укреплению тела, помогает нам узнать природу ума и пребывать в ней.

 

Для более глубокой практики можно присовокуплять четыре нижеследующих пункта.

 

1. Перед любой практикой выполняйте очищение девятью дыханиями.

 

ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ

 

Девять очистительных дыханий — это краткая практика, предназначенная для раскрытия и очищения каналов и расслабления тела и ума. Ее полезно выполнять перед любой практикой медитации, а также утром, сразу после пробуждения, и вечером перед сном.

Сядьте скрестив ноги в позу медитации. Положите на колени кисти рук ладонями вверх.

Немного подберите подбородок, чтобы выпрямить заднюю поверхность шеи. Спина прямая, но не напряженная, плечи развернуты. Глаза могут быть закрыты или открыты.

 

«Мужчины — сядьте в позу лотоса или «турецкую позу», правая нога на левой, руки ладонями вверх на бёдрах, левая рука покоится на правой. Женщины — сядьте в позу лотоса, левая нога на правой, руки ладонями вверх на бёдрах, правая рука покоится на левой.»

 

Представьте три главных канала. Центральный канал начинается в центре тела, на четыре пальца ниже пупка. Он поднимается прямо вверх по центральной оси тела. Размером он с толстую авторучку и на уровне сердца слегка расширяется к своему отверстию, расположенному на темени. Боковые каналы толщиной с карандаш соединяются с центральным каналом в его основании ниже пупка. Они идут через все тело вверх справа и слева от центрального канала, изгибаются под крышкой черепа, проходят позади глаз и открываются в ноздрях.

У женщин правый канал красный, а левый белый.

У мужчин правый канал белый, а левый красный.

Центральный канал синий и у мужчин, и у женщин.

 

Первые три дыхания

Мужчины: Поднимите правую руку, причем большой палец упирается в основание безымянного. Закрыв правую ноздрю безымянным пальцем, вдохните через левую ноздрю зеленый свет. Затем, закрыв левую ноздрю правым безымянным пальцем, сделайте полный выдох через правую ноздрю. Повторите это, всего сделав три вдоха и выдоха.

Женщины: Поднимите левую руку, причем большой палец упирается в основание безымянного. Закрыв левую ноздрю левым безымянным пальцем, вдохните через правую ноздрю зеленый свет. Затем, закрыв правую ноздрю левым безымянным пальцем, сделайте полный вдох через левую ноздрю. Повторите это, всего сделав три вдоха и выдоха.

 

При каждом выдохе представляйте, что из белого канала выходят в виде голубоватого воздуха все препятствия, связанные с мужскими энергиями. К ним относятся болезни из-за расстройства ветров, а также препятствия и омрачения, связанные с прошлым.

 

Вторые три дыхания

Мужчины и женщины: Смените руку и ноздрю и повторите три вдоха и выдоха.

 

При каждом выдохе представляйте, что из красного канала выходят в виде розоватого воздуха все препятствия, связанные с женскими энергиями. К ним относятся болезни из-за расстройства желчи, а также препятствия и омрачения, связанные с будущим.

 

Третьи три дыхания

Мужчины и женщины: Положите руки на колени, ладонями вверх, левая на правой. Через обе ноздри вдохните зеленый целительный воздух. Представьте, что он спускается по боковым каналам к месту их соединения с центральным каналом, на четыре пальца ниже пупка.

 

На выдохе представляйте, что энергия поднимается по центральному каналу и выходит через темя. Сделайте три вдоха и выдоха. При каждом выдохе представляйте, что все предпосылки для болезней, вызванных враждебными духами, выходят через темя наружу в виде черного дыма. Так же изгоните болезни из-за расстройства слизи и любые другие препятствия и омрачения, связанные с настоящим.

 

2. Защитите пределы пространства

 

ЗАЩИТА ПРЕДЕЛОВ (слогом-мантрой СО)

 

 

Выдохните застоявшийся воздух и расслабьтесь.

Визуализируйте три канала в теле как прежде.

 

Произносите слог "Со "

 

Издали появляются слоги мудрости "Со" тёмно-бордового цвета, яркие и сверкающие.

Они входят через Вашу макушку в центральный канал и опускаются до тех пор, пока не войдут в сердце и не соединятся с Вашим естественным состоянием ума.

Вы мгновенно появляетесь в виде свирепого божества из семейства действия, бордового цвета, с одним лицом, двумя руками, могущественное и яростное со слогом "Со" в сердце.

 

Произносите второй слог "Со "

 

"Со" в сердце умножается, пока не заполнит центральный канал, расширяясь из центра одновременно вверх и вниз.

 

Произносите третий слог "Со "

 

Вдыхайте легко — женщины левой ноздрёй, закрывая правую ноздрю левым безымянным пальцем, а мужчины правой ноздрёй , закрывая левую ноздрю правым безымянным пальцем.

Дыхание проходит по белому каналу вниз. Когда оно достигает основания центрального канала Вы выдыхаете. Во время выдоха белый канал заполняется слогами "Со" снизу доверху, сверкающие "Со" выходят из соответствующей ноздри, заполняют всё пространство, разрушая все препятствия в практике, и наполняют пространство светом.

 

Произносите четвёртый слог "Со "

 

Вдыхайте через противоположную ноздрю. Когда дыхание достигнет места пересечения каналов, выдыхайте. Слоги "Со" вытекают из центрального канала вверх по красному и через нос наружу, заполняют всё пространство, разрушая все препятствия в практике, и наполняют пространство светом.

 

Заполнение себя и окружающего пространства слогами "Со" таким образом — это форма защиты. Никакое внешнее вмешательство или препятствие не могут вызвать затруднения в Вашей практике после того как Вы защитили пределы..

 

Завершающая стадия в практике защиты пределов

 

Всё окружающее Вас пространство заполнено сверкающими "Со". Постепенно они движутся по направлению к Вам и сливаются в два «тигле», которые входят через обе ноздри в левый и правый каналы. Тигле опускаются через вторичные каналы и сливаются в одно тигле в месте соединения трёх каналов. Это тигле затем поднимается по центральному каналу в сердце и сливается с "Со" сердца. В тоже время все слоги "Со" в центральном канале растворяются в основное "Со" в центре сердца. Затем основное "Со" и само гневное божество растворяются как радуга, исчезая в пространстве.

Пребывайте в состоянии безмыслия.

 

3. Произнесите следующие мантры (на тибетском).

 

ГУРУ

(ко внутреннему учителю, проводнику)

 

Chi tsuk de wa'chen po'i po drang du

Drin jen tsa wa'rta ma la sol wa deb

Sang gye sem su'don ba rin bo'che

Rang ngo rang gi'she bar gyin gyi lob

 

Чи цук де ва чен пей по дран ду

Дрин джен ца вай ла ма ла сол ва деб

Сан гье сем су дён ба рин бо че

Ран но ран ги ше бар гьин гьи лоб

 

Во дворце венчающего меня нимба великого блаженства

Я взываю к моему милосердному Коренному Ламе

Тому, драгоценному, что разоблачает мой ум как Будду:

"Вдохнови меня на осознание его как своей природы."

 

ПРИБЕЖИЩЕ

 

Chyen den tse wa'i la ma nam la chap su chi

Dop den ngak chyi yi dam lha la chap su chi

Nil den sang wa'i khan dro ma la chap su chi

La ma yi dam khan dro sum la chap su chi

 

Чьей ден це вай ла ма нам ла чап су чи

Доп ден нак чьи йи дам лха ла чап су чи

Ню ден сан вай кхан дро ма ла чап су чи

Ла ма йи дам кхан дро сум ла чап су чи

 

Я принимаю прибежище в милосердном Коренном Ламе.

Я принимаю прибежище в могучих тантрических йидамах.

Я принимаю прибежище в могущественных тайных дакинях.

Я принимаю прибежище во всех трёх: ламе, йидаме, и дакинях.

 

БОДХИЧИТТА

 

Sang wa bon chen sang chok thar thug gyal

Sang chok yi zhin thuk gyi nor bu la

Dag nyid leg juk dro gun trang bar gyi

Tha ye sem chen don chir sem gyey do

 

Сан ва бён чен сан чок тхар тхуг гьял

Сан чок йи зхин тхук гьи нор бу ла

Даг ньид лег джук дро гюн тран бар гьи

Тха йе сем чен ден чир сем гьей ду

 

Я глубоко проницаю в практики божества известного как

Божество Тайного Превосходства, великая тайна Бон,

Исполняющая желания драгоценность тайного превосходства, направляющая все существа.

Во благо бесчисленных осознающих существ я взращиваю ум сострадания, направленный на просветление.

 

4. В конце любой практики посвятите всю пользу и заслуги от практики благополучию всех существ прочитав мантру.

 

Go sum dak pa'i ge wa kang gyi pa

Kham sum sem jen nam gyi don du ngo

Du sum sak pa'i le drip kun gyang ne

Ku sum dzok pa'i sang gye nyur thop sho

 

Го сум дак пай ге ва кан гьи па

Кхам сум сем джен нам гьи дён ду но

Ду сум сак пай ле дрип кун гьян не

Ку сум дзок пай сан гье нюр тхоп шо

 

Всю чистую добродетель произведённую телом, речью и умом,

Я посвящаю во благо всех осознающих существ трёх миров: желания, формы и бесформенности.

Очистившись от препятствующего действия трёх ядов: невежества, ненависти и привязанности

Пусть мы стремительно достигнем совершенной Буддовости трёх тел: дхармакайи, самбхогакайи и нирманакайи.

 

Таким образом эта практика становится частью пути к просветлению.

 

ПЯТЬ ДВИЖЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ПРАКТИКИ ЦАЛУНГ

 

Дыхание

 

Вдыхайте с чувством радостной открытости. Вдыхайте в себя все благие и целительные качества, особенно те, которых вам недостает. Задержите дыхание всего на мгновение, а затем вдохните еще раз — заполните оставшееся пространство легких — и выполните задержку дыхания.

С выдохом наружу выбрасываются все неблаготворные качества и болезни.

 

Поднимающая прана

 

Эта практика связана с элементом земля.

 

Вдохните и задержите воздух в горловой чакре, сосредоточьтесь там. Пусть горло разбухнет от задержавшегося воздуха. Сделайте дополнительный вдох, полностью заполнив легкие. Задержав дыхание, осторожно наклоните голову вниз и вперед, а потом медленно вращайте головой против часовой стрелки пять раз, перекатывая ее над плечом, через спину, над вторым плечом и снова вниз и вперед. Будьте осторожны с шеей. Не напрягайте и излишне не растягивайте. Если появится какая-либо боль, делайте совсем небольшие, мягкие круги, держа подбородок направленным вперед. Почувствуйте, как жизненный воздух поднимается из горловой чакры вверх по спирали через голову, оживляя мозг и чувства, активизируя теменную чакру. В практике Тантры теменная чакра связана с белым тигле и с блаженством, поэтому обратите внимание на возрастание блаженных ощущений в теле. Продолжая задержку дыхания, вращайте головой пять раз по часовой стрелке. Всего на одно дыхание получится десять вращений головой — по пять в каждом направлении.

Закончив вращения, выдохните, представляя, что дыхание и энергия движутся из горла вверх по центральному каналу, распространяются по мозгу и выходят через темя. Когда дыхание проходит через мозг, представляйте, что оно оживляет и исцеляет чувства и функции мозга, активизирует все духовные способности, связанные с горловой и теменной чакрами. О теменной чакре говорится только в этом первом упражнении, а в других упражнениях выдох происходит через нос и рот.

 

Работая с поднимающей праной, почти невозможно оставаться в подавленном состоянии. Это прана, поднимающая дух, — противоположность упадку духа. Даже в обычном языке говорят о «повышенном» и «пониженном» настроении. Переживание, которое получают в этой практике, должно быть ощущением усилившейся ясности, словно вы поднялись на вершину горы и смотрите вокруг. Заметьте, что чувства освежились, стало светлее, возросла пробужденность. После завершения каждого упражнения пребывайте с расслабленным и широко открытым умом. Пусть глаза будут открытыми, а взгляд устремлен слегка вверх. Не следуйте за мыслями, но и не гоните их. Если вы знаете природу ума, расслабьтесь в ней, а если нет, то оставайтесь в присутствии, ощущая все свое тело как единое целое. Понаблюдайте, как переживание изменяется благодаря практике, и сохраните эту перемену. Пребывайте в присутствии, пока восприятие остается свежим и открытым, а затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

 

Прана жизненной силы

 

 

Эта практика связана с элементом пространство.

 

Вдохните и задержите воздух в груди, сосредоточившись на сердечной чакре. Вдохните дополнительно, сохраняя внимание на сердечной чакре и полностью расправив грудную клетку. Задержите дыхание на время всей практики.

Положите левую ладонь, большим пальцем назад, на левое бедро; поднимите правую руку в сторону, чтобы она находилась под углом примерно в 45 градусов от вертикали, вытянув пальцы в том же направлении. (Чтобы лучше понять, представьте циферблат, где 12 часов прямо над головой, а 6 часов прямо под вами. Для этого упражнения вытяните руку так, чтобы она указывала на час тридцать.) Задержав дыхание, переведите руку вперед, закручивая над большим пальцем остальные четыре, начиная с указательного, чтобы получился свободный кулак. Затем опишите рукой круг над головой. (Чтобы движение было правильным, представьте, будто раскручиваете над головой аркан.) Когда рука проходит прямо над макушкой, кулак раскрывается, опять-таки начиная с указательного пальца. Продолжайте круговое движение рукой сзади и верните ее в исходное положение с вытянутыми пальцами. Это одно вращение. Повторите его пять раз правой рукой.

Затем опустите правую руку на правое бедро и поднимите левую руку. Повторите такое же вращение, но левой рукой и в противоположном направлении — сначала вытянув в сторону, потом перемещая вперед, затем над головой, далее сзади и возвращая в исходное положение. Повторите это пять раз.

Вращая рукой, расправьте грудную клетку и двигайте всеми мышцами груди и верхней части спины. Когда рука вытянута в сторону, плечо должно быть полностью расправлено в сторону руки. Когда рука движется вперед, а затем над головой, держите локоть отставленным в сторону: не опускайте грудную клетку.

На той же самой задержке дыхания опустите левую руку на левое бедро. Упираясь в бедра (ладони лежат большим пальцем назад), вращайте грудной клеткой. Центр этого вращения — сердечная чакра; туловище следует за этими движениями. Старайтесь вращать грудной клеткой в плоскости, перпендикулярной полу, пять раз в одну сторону, пять раз в другую. Вращение грудной клеткой делается круговым движением: вниз, вправо, вверх, влево, вниз — пять раз, а затем в противоположном направлении. Представьте, что сердечная чакра как можно ближе опускается к полу, но без наклона. Затем отклоните ее как можно дальше в одну сторону, потом поднимите вверх как можно выше, потом как можно дальше отклоните в другую сторону и снова вниз. Делайте широкие движения, чтобы мышцы груди и спины были растянуты. Должно быть ощущение, что вращается сердечный центр, а тело просто за ним следует.

Закончив десять вращений, сделайте выдох через нос и рот и ощутите, как прана наполняет тело. Сядьте в расслабленную позу. Пусть ум растворится в чистом присутствии. Пребывайте в нем, пока переживание присутствия остается ярким. Затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

 

Прана, подобная огню

 

Теплота всегда присутствует в области под пупком, в центре пищеварения и пищеварительного жара. Пупочная чакра, расположенная позади пупка, в центре тела, — это местопребывание праны, подобной огню.

 

Эта практика связана с элементом огонь

 

Вдохните и задержите воздух в животе, сосредоточившись на пупочной чакре; выполняйте упражнение кумбхака, или «кувшинная задержка». Оно подразумевает легкое напряжение мышц промежности и ануса с приподниманием тазового дна. Одновременно напрягается и давит вниз диафрагма, широкий мускул, который служит дном грудной полости. Воздух задерживается между тазовым дном и диафрагмой и как бы сдавливается в пупочной чакре. Не допускайте ощущения замкнутости в горле. Сделайте дополнительный вдох и, сохраняя сосредоточение на кумбхаке, дайте жизненному воздуху распространиться внутри, словно он наполняет и питает всю середину тела.

Задержав дыхание, вращайте животом пять раз в одном направлении и пять в другом. Вращение происходит в горизонтальной плоскости, параллельно полу, как крутится пластинка на проигрывателе. Двигайте всю нижнюю часть туловища пять раз широкими кругами против часовой стрелки, следя за задержкой дыхания. Затем повторите движение, но в противоположном направлении. Сосредоточьтесь на движении живота в сторону, затем назад, к позвоночнику, потом в другую сторону и подальше вперед.

Закончив вращение, выдохните. Пребывайте в чистом присутствии. Ощущайте в области пупка открытость и усиление жара. Расслабьтесь в этом переживании и оставайтесь в нем, пока оно не утратит живости. Затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

 

Вездесущая прана

 

Эта практика связана с элементом воздух. Вездесущая прана пребывает во всем теле. В этом упражнении при задержке дыхания не сосредоточиваются на конкретном месте. Не перекрывайте горло и не сжимайте мышцы тазового дна — тело остается открытым. Ощутите, как прана наполняет каждую клетку, доходя до концов пальцев рук и ног и кончиков каждого волоса на голове.

Вдохните и сложите ладони у груди в молитвенном жесте. Сделайте дополнительный вдох и, держа локти у туловища, опустите руки, чтобы они легли на колени ладонями вверх. Задержав дыхание, хлопните ладонями над головой, быстро потрите их друг о друга, чтобы получить тепло, а потом разотрите все тело, особенно те места, в которых ощущается зажатость. Быстро пройдитесь по голове, рукам, груди, спине и ногам, как бы пробуждая каждую клетку тела.

Продолжая задержку дыхания, полностью выпрямите правую руку вправо, словно держите большой лук. Левой рукой как бы натяните воображаемую тетиву влево через все тело, расправляя верхнюю часть туловища и открывая грудную клетку. Затем сближайте кисти рук, пока они почти не соприкоснутся перед грудью. Быстро проделайте это пять раз, полностью вытягивая правую руку вправо и отводя левую руку влево; ощутите, как растягивается грудная клетка.

Затем полностью вытяните левую руку и повторите движение, на этот раз натягивая тетиву правой рукой. Повторите это пять раз. Лицо поворачивайте в направлении полета воображаемой стрелы.

Все это делается на одной задержке дыхания. Если нужно, делайте меньшее число повторений. Не останавливайте воздух нигде, пусть он распространится по всему телу. В заключение сделайте выдох. Обратите внимание на ощущение, наполняющее тело. Пребывайте в этом переживании, пока связь с вездесущей энергией не ослабеет. Затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

После этого упражнения ваши ощущения будут ясными и яркими. Вы почувствуете в теле бодрость и свежесть. Это состояние радости и ясности. Поддержите и продлите переживание с помощью ума. Расслабьтесь в естественном состоянии.

 

Опускающая прана

 

Это упражнение связано с элементом вода.

 

Вдохните и задержите воздух в области промежности, между анусом и гениталиями, сосредоточивая внимание на тайной чакре позади половых органов. Напрягите промежность и анус, слегка приподнимая тазовое дно. В этом упражнении не напрягайте диафрагму и не толкайте воздух вниз: только подтягивайте вверх. Продолжая сосредоточение и задержку, сделайте дополнительный вдох и соберите прану в тайной чакре.

Ноги скрещены в лодыжках, правая впереди левой, колени высоко. Обеими руками обхватите правую ногу на уровне колена. Медленно вращайте таз к правой ноге и обратно [т. е. по часовой стрелке] пять раз. Затем обхватите левую ногу и пять раз вращайте таз в левую сторону. Под конец возьмитесь за обе ноги и вращайте таз пять раз в одну сторону и пять раз в другую. Все это время сохраняйте задержку дыхания и не теряйте сосредоточения на тайной чакре. Постарайтесь ощутить, что вы вращаетесь на самой чакре.

Закончив, сделайте выдох. Направьте прану вниз, выведите ее из тела и ощутите, как она уходит в землю. Расслабьтесь с открытыми глазами, направив взгляд немного вверх. Оставайтесь в этом переживании, пока оно не начнет терять свежесть. Затем, при желании, можете повторить упражнение. После последнего повторения постарайтесь подольше оставаться в состоянии созерцания. Закончите занятие посвящением заслуг.

 

ПЯТЬ ВНУТРЕННИХ ПРАКТИК ЦАЛУНГ

 

Как и в любой духовной практике, в практике цалунг легче всего освоить ее внешнюю разновидность. Затем нужно научиться вызывать в себе внутреннее переживание и его поддерживать. Если во время выполнения йогических практик ум блуждает, вы не получите прочных результатов. Поэтому постарайтесь понять, для чего служит каждая часть практики, каковы ее цель и метод. Будьте собранными.

В следующем ряду практик задачи и цели те же, что и в предыдущих. Несмотря на то, что эти практики называются внутренними, они включают в себя движения тела, хотя их меньше, чем во внешних практиках. Они работают с теми же пранами в тех же чакрах, что и внешние практики.

 

Поднимающая прана

 

Эта практика открывает верх центрального канала, а также горловую и теменную чакры.

 

Вдохните. С закрытым ртом зажмите [пальцами] нос и очень осторожно «выдыхайте», словно прочищая уши в самолете или при нырянии. Действуйте очень мягко и осторожно, чтобы не повредить уши. Цель здесь не в том, чтобы прочистить уши, но в том, чтобы, используя внутреннее давление, направить внимание на теменную чакру. Постарайтесь как можно лучше почувствовать ощущение в темени. Используйте воображение, чтобы сосредоточить давление в центральном канале и ощутить открытие чакры.

Если вы ничего не чувствуете, просто продолжайте направлять внимание на темя. Приложите небольшое давление воздухом, который вы задерживаете.

Если же у вас есть соответствующее ощущение, присутствуйте в нем. Пусть воздух распределится естественно. Продолжайте сосредоточиваться на теменной чакре, но осознанность пусть будет совершенно открытой и свободной.

Выдохните, направляя прану вверх через чакру.

 

Выполняйте эту практику в любое время, когда захотите, но особенно, когда вы угнетены, подавленны или вялы, когда чувствуете, что вам не хватает сил справиться с поставленной задачей, когда недостает ясности или бодрости, когда вы отвлекаетесь или пребываете в смятении.

 

Прана жизненной силы

 

Центр праны жизненной силы — сердечная чакра.

 

Ощутите биение сердца, если нужно, положив руку на грудь. Дышите глубоко, расслабьтесь. Затем сделайте вдох. Представьте, что с вдохом со всех сторон в ваше сердце устремляются свет и благотворная энергия, входят в сердечную чакру и оживляют прану жизненной силы. Оставаясь расслабленными, задержите дыхание и сосредоточьте его в сердечной чакре, чтобы развить там энергию. Чтобы направить свое внимание на грудь, используйте ощущения того, как расширяется грудная клетка, расправляются кожа и мышцы. Выдохните медленно и плавно и полностью расслабьтесь. Повторите, сохраняя внимание на сердечной чакре в центральном канале. Закончив, пребывайте в этом переживании, пока оно остается свежим.

 

Выполняйте эту практику при обстоятельствах, похожих на те, что упоминались при описании практики с поднимающей праной, а также в таких ситуациях, которые, как вам кажется, истощают вашу жизненную энергию и силы или приносят неудовлетворенность или огорчения. Это упражнение поддерживает сосредоточенную осознанность.

 

Прана, подобная огню

 

Прана, подобная огню, сосредоточивается в пупочной чакре.

 

В этой практике используется следующая метафора: живот — это океан, а позвоночник — скала на берегу. Океан должен омывать скалу со всех сторон и возвращаться. Вдохните, задержите дыхание, втягивая живот к позвоночнику, а затем плавно расслабьтесь с выдохом. Пребывайте в чистом ригпа. Повторите.

 

Эту практику хорошо выполнять, когда вы рассеянны или не можете сосредоточиться. Обратите внимание на ощущение усиливающегося тепла в области пупка. Используйте воображение, чтобы разогнать огненную прану по всему телу.

 

Вездесущая прана

 

Вездесущая прана наполняет все тело.

 

Лягте или сядьте в позе медитации. Сделав выдох, сожмитесь как можно сильнее. Пусть тело занимает как можно меньше места; напрягите мышцы. Затем, на вдохе, медленно раскрывайте пальцы, руки, ноги, туловище. Вытянитесь и расслабьтесь, чтобы занимать как можно больше места. Вытягиваясь, ощутите, как вездесущая прана движется, распространяясь из центра тела по всему телу, до кончиков пальцев рук и ног. Выдохните и расслабьтесь в чистом присутствии, ощущая, как прана наполняет все ваше тело и пространство вокруг вас.

Эту практику очень приятно выполнять по утрам, проснувшись, но можете делать ее, когда захотите.

 

Опускающая прана

 

Для этой практики сосредоточьтесь на тайной чакре позади гениталий.

 

[На вдохе] сократите мышцы тазового дна, мышцы промежности и ануса, оставайтесь так несколько секунд, а потом расслабьтесь. Повторите. Если хотите, можно также за время одной задержки дыхания сокращать и расслаблять мышцы несколько раз. После последнего расслабления мышц сделайте выдох, направляя прану вниз за пределы тела, и погрузитесь в состояние расслабленности, которое наступает после снятия напряжения.

 

Расслабление, которое приносит эта практика, делает ее полезной при состоянии тревоги или неустойчивости.

 

ПЯТЬ ТАЙНЫХ ПРАКТИК ЦАЛУНГ

 

Общее описание

 

На тайном уровне этих практик используются те же самые пять пран, что и в предыдущих практиках, но тайные практики выполняют исключительно умом, поэтому они называются «тайными». Эти упрощенные практики цалунг можно выполнять где угодно, потому что в них для активизации чакр применяют только внимание, а не движение.

 

· С каждой чакрой связаны свои форма и цвет.

· Эта форма представляет собой не конкретные очертания чакры, а скорее схему расположения в этом месте каналов энергии.

· Цвет связан с качествами энергии элементов, которые активизируются в данной чакре.

· Для подкрепления и защиты переживания в каждой чакре представляют слог «А».

 

ь Выполняйте практику по три раза с каждой чакрой или до тех пор, пока не получите отчетливое переживание.

ь Затем вызовите в этой чакре качество, которое вы хотите развить: сострадание, умиротворенность, любовь, открытость, мудрость, щедрость.

ь Развивайте качества, которые нужны вам в ваших практиках и в повседневной жизни.

ь Эти практики похожи на то, как в помещении храма наводят чистоту, а потом устраивают алтарь, развешивая священные изображения и зажигая благовония.

 

Сосредоточьтесь на теменной чакре.

 

Представьте нечто в форме зонта, поднимающееся из горловой чакры и распространяющееся через мозг к темени. Цвет — бледно-желтый или золотой. Поднимающая прана, связанная с элементом земля, исходит из горловой чакры, проходит через мозг и достигает теменной чакры.

Молитесь, чтобы здесь пробудились пять мудростей, благих божественных качеств, и чтобы они стали сильными и яркими. Почувствуйте, как открывается ваша теменная чакра, ощутите свою связь с высшими духовными измерениями. Представляйте в теменной чакре сияющее белое «А». Пусть его сияние усиливается. Оно символизирует сострадание. Предоставьте состраданию, сиянию и блаженству наполнить все ваше восприятие: все ваше тело, всех живых существ и все места. Это сострадание — не сентиментальное, деланное чувство: оно богато и действенно. Именно глубокое сострадание спонтанно возникает в состоянии просветления.

 

Сосредоточьтесь на горловой чакре.

 

Дайте ей открыться и расслабьтесь. В этой чакре находится сияющее белое «А», символ умиротворенности. Из него во всех направлениях исходит умиротворенность, которая наполняет каждую клетку тела, а также все окружающее и всех существ.

Направьте внимание на сердечную чакру, центр связанной с элементом пространство праны жизненной силы. Сердечный центр обширен, полон белого света, принимающего очертания исполняющей желания драгоценности. Пусть эта чакра откроется и расслабится. В сердце пребывает присутствие — станьте им. Представьте в сердце сияющее белое «А». Вызовите качества любви и открытости, и пусть они наполнят все, словно чистый белый свет, озаряющий время и пространство.

 

Направьте внимание на пупочную чакру.

 

Она красного цвета и находится не на поверхности, а в центре туловища. Здесь сосредоточена прана, подобная огню. Из этой чакры, как спицы колеса, отходят каналы; ощутите жар, исходящий из чакры. Пусть уйдет всякая напряженность. Представьте в чакре сияющее белое «А». Вызовите и сохраните качества: ясность, мудрость и естественное состояние ума. Пусть они наполнят все бытие. Все есть ясное присутствие; каждое существо — проявление чистой мудрости.

 

Сосредоточьтесь на чакре, расположенной между пупком и тайной чакрой на расстоянии приблизительно четырех пальцев ниже пупка, там, где боковые каналы соединяются с центральным каналом.

 

Здесь собирается вездесущая прана, связанная с элементом воздух. Ощутите качество воздуха. Представьте сияющее белое «А». Пусть возникнут благотворные аспекты воздуха: гибкость, ясность, сообразительность. Пусть эти благие качества распространятся из чакры по всему пространству, как зеленые лучи света.

 

Теперь пусть ум сосредоточится на тайной чакре, где собирается опускающая прана, связанная с элементом вода.

 

Эта энергия образует форму, напоминающую кузнечные мехи, обращенные узкой стороной вниз. Ощутите мощное присутствие элемента. Представьте белое «А». Вызовите и сохраните качество щедрости. Пусть распустятся узлы жадности и ненасытности. Ослабьте гнет эгоизма и растворите страх потери. Излучайте энергию открытости, участия и щедрости.

 

Используйте воображение, чтобы усилить переживание, внести изменения в сознание, поддерживать и сохранять благотворные качества. Работайте со всеми качествами сразу или же только с одним качеством и одной чакрой. Обращайте внимание на разницу в переживаниях, когда вы сосредоточиваетесь на разных чакрах. Экспериментируйте. Выполняйте практики во время специального занятия медитацией или в течение дня, когда вам необходимо прийти в себя, или в любое другое время.

Когда вам нужна энергия, выполняйте больше практик с физическими движениями. Они придадут сил вашему переживанию. Более тонкие упражнения выполняйте, когда по какой-то причине невозможно выполнять физические упражнения или когда вы просто сидите или идете.

Получив переживание, каждый раз излучайте его вовне в виде света, чтобы от него получили пользу каждое существо и каждый элемент окружающего мира. В Тантре с таким преображением работают до тех пор, пока оно не станет привычным способом мировосприятия. Добро действительно живет в этом мире, и только из-за своих кармических склонностей, которые все искажают, мы не можем прямо это увидеть.

Если у вас болит голова, ощутите в головной боли умиротворенность. Если обстановка неспокойная — злятся люди, бушует непогода — осознайте, что в основе гнева лежит умиротворенность — умиротворенность того пространства, в котором разыгрывается буря. Работая с каждым качеством, обнаруживайте его даже в самых неожиданных обстоятельствах. Это все равно что слышать тишину в отчаянном грохоте.

 

Краткое описание упражнений Tsa-Lung

 

Упражнения делаются из положения сидя, скрестив ноги на удобной подушечке. Спина прямая, плечи расслаблены.

 

1. Gyen rguy i rlung

Элемент: Земля

Цвет: желтый

Ветер: Восходящий

Цель: Развитие ясности, радости и энергии, улучшение слуха

Вдохнуть, после чего сделать задержку дыхания в области горла. Поддерживая задержку, 5-кратно спокойно вращать головой сначала в одном, а потом в другом направлении.

Выдохнуть через нос. Во время выдоха ощущается, что энергия поднимается вверх.

 

2. Srod rlung

Элемент: Пространство

Цвет: Белый

Ветер Поддерживающий жизнь

Цель: Продлевает жизнь, открывает сердце, подготавливает к созерцанию

Руки на бедрах. Большие пальцы направлены вниз. После вдоха задержать дыхание в легких, в области сердца. С прямой спиной, сохраняя задержку, широко вращать правой рукой над головой в направлении против часовой стрелки(вид сверху) - похоже на раскручивание лассо. При движении руки справа вперед-назад, над головой как будто что-то хватаем, затем назад, вправо - рука отпускает, что схватила. Потом 5 вращений левой рукой по часовой стрелке.

Затем 5 вращений правым плечом (правой стороной тела) назад в вертикальной плоскости, проходящей спереди назад. Внутренне делаем задержку, внешне совершаем движения телом.

Потом 5 вращений левой стороной тела назад. Выдох из сердца вперед.

 

3. Khyab byed rlung

Элемент: Воздух

Цвет: зеленый

Ветер: Всепроникающий

Цель: Переносит жизненную силу в разные части тела

Исходно руки свободно ладонями вверх лежат на коленях.

Вдох, в солнечное сплетение, задержка, одновременно поднимаем руки, схлопнуть прямые ладони вверху над головой, растираем ладони, массируем-растираем отдельные части тела: лицо, затем голову, шею, грудь, живот, колени, ноги, руки. Затем делаем движение подобное натягиванию лука повернувшись вправо на 90 градусов, при этом мягко массируем левой (натягивающей тетиву) рукой от запястья правой до середины грудины - правое плечо при этом движется волнообразно как бы перемешивая энергию воздуха в правой части тела. Выполняется 5 раз. Потом натягиваем лук влево, такие же движения. Выдох во все тело или в место, где недостаток энергии.

 

4. Me mnyam rlung

Элемент: огонь

Цвет: красный

Ветер: огнеподобный

Цель: улучшает пищеварение, развивает постоянство.

Руки на бедрах. Большие пальцы направлены вниз. Вдох направить вниз, задержав его в области живота, и немного поджать нижние мышцы живота и паха, напрягая и сжимая эту область. Сохраняя задержку, вращать животом, подобно движениям в "танце живота", 5 раз в правом, 5 раз в левом направлении. Выдох вперед.

 

5. Thur sel rlung

Элемент: Вода,

Цвет: Синий

Ветер: Нисходящзий.

Цель: функция свободного выделения, отпускания.

Вдох в область промежности, задержка дыхания и сжатие мышц паха и промежности.

На задержке охватить обеими руками правое колено, приподняв его вверх к груди, 5 вращений нижней частью тела против часовой стрелки. Затем правое колено отпустить, охватить левое - 5 вращений по часовой. Сесть ровно, обхватить оба колена, каждое своей рукой, 5 аналогичных вращений телом против часовой стрелки, затем 5 - по. Выдох вниз через промежность, все мышцы расслаблены

Комментарии к практике Ца-Лунг

 

Пять упражнений Ца-Лунг соотносятся с пятью пранами. Пять пран определенным образом соответствуют пяти элементам. Таким образом, с точки зрения пяти элементов, выполнение нашей практики вызывает эффект на многих уровнях.

Любое изменение человеческого существа – в физическом, эмоциональном, психологическом, духовном или энергетическом смысле, - всегда каким-то образом воздействует на нас, наше сознание и наше тело. Поэтому все упражнения раскрываются на различных уровнях; это особенно заметно, если вы хотя бы немного знакомы с соответствующей областью. На этих различных уровнях мы некоторым образом раскрываем свое тело, поскольку тело – наша основная часть, и энергия начинает протекать через него, что вызывает различные психологические, эмоциональные и духовные состояния, и чем больше открыты каналы, тем лучше течет энергия, и что бы она ни символизировала, она представляет различные аспекты нас самих, и мы обретаем связь с этими аспектами. Таким образом, уникальность этих упражнений в том, что они вовлекают различные уровни – физическое движение, движение энергии, то есть дыхание, вовлекают психологический аспект, что означает привлечение определенного количества внимания, с осознанием физической локализации энергии, и таким образом тело, энергия и ум одновременно вовлечены в процесс самораскрытия.

Некоторые медитации сильно связаны с умом, так что вам почти ничего не нужно делать с телом или дыханием. Конечно, это имеет определенные преимущества, но эти преимущества ограничены. Иногда люди делают дыхательные упражнения, у них тоже есть свои преимущества, но и эти преимущества тоже ограничены. А иногда люди просто делают упражнения, словно в оздоровительном клубе или спортзале. В наше время люди могут заниматься йогой просто как средством физического развития; но все это – весьма ограниченные способы раскрытия своей индивидуальности. Таким образом, очень важно понимать взаимосвязь трех измерений – физического тела, энергии и ума, - в процессе практики и в процессе раскрытия отдельных аспектов.

Может принести большую пользу даже применение практики для простого улучшения психологического состояния. Я знаю многих людей, которые практиковали эти упражнения постоянно, и они часто рассказывают о явных улучшениях. "Явное улучшение" в данном случае не означает, что кто-то говорит: "О, я теперь все время нахожусь в состоянии ригпа", нет, не таким образом, скорее: "Я действительно преодолел свои депрессии, я справился со слабыми местами своей энергии". В некотором смысле это мирской уровень потребностей. Ясность, способность преодолеть депрессию – все это нам тоже нужно. Иногда мы чувствуем что-то вроде облака, тучи в небе, и мы не можем видеть голубое небо, видеть свет, иногда, когда мы смотрим внутрь себя, это выглядит именно так, и неясно, что надо делать, а что не надо, как к чему относиться, как взаимодействовать… Все подобные затуманивающие ощущения, конечно же, являются ощущениями ума; когда что-то оказывает биологическое влияние на нашу энергию, энергия влияет на ум, это заставляет нас быть открытыми или закрытыми. Когда Вы делаете одновременно три практики - для тела, энергии и ума, у Вас появляется способность очистить пространство ума. Когда энергия очищена, ум тоже чувствует себя чистым. Если Вы пытаетесь силой заставить ум быть чистым, без всяких приготовлений, как он может быть чистым? Он не будет чистым.

Тибетская медицина применима к каждому, кто способен заболеть. Но Тантра не для всех. В конечном смысле она для всех, но не все к ней готовы. Так что способ, которым эти упражнения помогают в тибетской медицине, отличается от того, что они дают в тантрическом применении. В медицине они более физические, более энергетические. По крайней мере, акцент делается на этом. В Тантре они и физические, и энергетические, но но наиболее важный аспект – это духовное измерение, духовный результат, духовный эффект этих упражнений.

Приведу один пример. То, что дает Вам возможность чувствовать любовь и сострадание – это Будда Сострадания. Сердечная энергия, сердечная чакра, да и само физическое сердце в большей степени поддерживает чувство любви и сострадания, нежели мозг или что-то еще. Когда Вы слушаете учения, вы слышите о важности любви. И когда Вы думаете об этом – Вы также понимаете важность этого. Но когда Вы затем пытаете применить это – вы не чувствуете любовь так сильно. "Я хотел бы чувствовать, но у меня не получается". Так в чем же проблема? Проблема большей частью не в уме. Вероятно, она более физическая, энергетическая. Дело не в том, что Вы родились без любви – все осознающие существа имеют значительный потенциал любви и сострадания. Произошло следующее – в какой-то момент, в детстве (в западной психологии детство имеет очень важное значение, они все время говорят о детстве), или в другое время нашей жизни, мы проходим через различные переживания стыда, боли, нечистоты, и все эти накапливающиеся ощущения все еще здесь, в вашем сердце. Они не позволяют чувствовать его. Нужно что-то сделать с физическими и энергетическими блоками.

В медицине принято думать следующим образом: "гнев – это плохо", и даже не столько гнев, сколько болезни, которые он вызывает, и вы думаете об избавлении от болезней, но не думаете о вызывающих болезни эмоциях. И если вы думаетет об этой эмоции, вы думаете "Ну почему я всегда такой злой?", а не думаете о способности любить, не думаете "Почему я не способен любить?"

В Тантре это очень важно. Они не думают о неизбежной болезни, хотя в некотором смысле они и делают это, но в большей степени они думают о раскрытии. Если я хочу увидеть Будду Сострадания, единственный способ сделать это – раскрыть сердечную чакру. Таким образом, вы работаете над освобождением от того, что вызывает гнев – если это энергия, вы пытаетесь избавиться от нее с помощью этих упражнений, после чего вы уже более подготовлены к ощущению любви. Если вы увеличиваете количество этой энергии, она автоматически поддерживает вас в психологическом смысле, и становится легче ощущать любовь, и естественно, вы устанавливаете связь с Буддой Сострадания, развиваете более глубокие отношения. В этом и заключается ваш духовный рост, ваше продвижение в практике. В некотором смысле это дает вам больше возможностей.

Только представьте себе, вы можете сказать: "Моя основная практика – Будда Сострадания. Но я не могу по-настоящему взаимодействовать с ним", - я просто даю пример, я не говорю, что это Ваш случай, - "Почему я не могу взаимодействовать, если я думаю, что я должен, ведь это важно?… Мой ум решил, что это важно, но ничто меня не поддерживает, так что же мне делать? Энергетически я не чувствую ничего. Почему я не чувствую?" Дело в том, что могут быть и физические блоки. Они блокируют энергию. А энергетические блоки лишают ум текучести. Вот почему вы ничего не чувствуете. У вас нет никакого неисправимого недостатка. Это не значит, что вы родились без способности любить.

Таким образом, это подобно все большему приоткрыванию двери. Когда в определенной области практики ум не желает течь таким образом, как мне бы хотелось, я понимаю, что у меня появляется возможность сфокусироваться на другой области, на том, почему я не чувствую. Тело, энергия – есть различные уровни, места, куда можно заглянуть.Если у меня нет различных мест для того, чтобы обратить на них внимание и поработать с ними, мне очень легко впасть в депрессию. Потому что я знаю, что я должен чувствовать, и в то же время совершенно ясно, что я ничего не чувствую. И тогда я не знаю, что делать. Можно сказать: "Приложи больше усердия". Делай больше, делай чаще. Но это только слова. Если я буду делать больше, чаще, усердней – я сойду с ума. Я форсирую ситуацию, когда причины и условия еще не готовы. Это подобно попытке починить стул или что-нибудь другое: когда детали не подходят друг к другу, а вы соединяете их силой – вы их ломаете. Даже зная, что сила – не лучший способ решения проблем, иногда вы просто не знаете, что можно сделать, кроме как применить силу.

Мы имеем много особенностей, и об этом важно знать.

 

Потоки праны и элементы

 

Восходящая прана – это Земля. Иногда говорят, что это Огонь, Огонь по способу распространения, но я думаю, что восходящая прана более подобна Земле, потому что ее место пребывания, мозг, подобен Земле (более функционален, нежели текуч).

Прана Жизненной Силы – элемент Пространства.

Огненная прана – Огонь.

Проникающая прана – Воздух.

Нисходящая прана – Вода.

Также они соответствуют определенным качествам.

Восходящая прана – ее физические проявления таковы: способность говорить, способность задействовать органы чувств, глотать пищу и т.д.

 

Прана Жизненной Силы.

 

Причина, по которой Вы еще живы, в том, что Вас собирает воедино сила этой праны. Когда мы близки к смерти, мы теряем прану Жизненной Силы, ее остается все меньше и меньше, и наконец мы умираем.

Эта практика помогает вам сделать вашу жизненную силу ясной. Вы не будете раздражаться из-за всяких мелочей. Тем не менее, иногда мы все же раздражаемся, и вы знаете, что делать. Делайте второе упражнение. Просто делайте его какое-то время, и наступит ясность. Если вашему сознанию не хватает ясности – делайте второе упражнение.

Когда у кого-то очень сильная прана Жизненной силы, то он совершенно определенно знает что он хочет от жизни и как собирается жить. Некоторые люди четко знают, что они хотят сделать, и используют каждый момент, чтобы делать именно это. А другие тоже имеют четкую идею, что они хотят сделать – и не делают этого. Они делают что-то другое. То есть у них не существует прочной связи между тем, что они хотят, и тем, что они делают. Эта способность в значительной степени связана с качеством праны Жизненной силы.

В каждой культуре существует много красивых историй о том, как кто-то говорит: "Мне нельзя умирать, потому что я должен….". Это может быть все, что угодно. Учитель может сказать: "Мне нельзя умирать, потому что я должен сделать еще много вещей – учить, распространять Дхарму, защищать Дхарму", и так далее. Или бизнесмен может сказать: "Я должен завершить мой строительный проект, прежде чем умру". А еще кто-нибудь может сказать: "Мне нельзя умирать, мне очень надо повидаться с дочерью, или сыном". И он лежит в больнице, больной, почти умирающий, но неделями ждет встречи с тем, кого любит. И тогда он говорит: "Теперь я готов". В тот момент, когда он сдается, он умирает. То, что скрепляет его жизненную силу – это сила воли. Эта сила имеется всего лишь в его уме – и она поддерживает в нем жизнь.

Она способствует функциям познания и восприятия, обычно она дает возможность воспринимать гораздо больше. Иногда у людей очень хорошее восприятие – удивительно, как много они замечают. Вы можете быть в той же комнате, в той же ситуации, и вы видите только половину вещей, которые видит такой человек. У вас есть глаза, есть уши, все пять органов чувств -– но количество действия, производимого этими органами, совершенно различно.

Что еще касается праны Жизненной Силы, то существуют истории о людях, йогах, которые входят в другие тела. Как правило, покидают старое тело и входят в новое, молодое тело.

 

Огненная прана.

 

Огненная прана защищает от разрушения элементов. В основном это означает, что у вас становится меньше шансов умереть от огня или погибнуть в горящем доме. Вряд ли огонь вас убъет. Связь с этим элементом усиливается и, следовательно, вы становитесь менее уязвимы.

Когда пища хорошо усваивается, температура хорошо отрегулирована, вы чувствуете некое внутреннее блаженство. Это не просто комфорт. Вы знаете, как различаются "блаженство" и "удобство". "Удобный" – это всего лишь удобный. А это – внутреннее тепло, которое я называю "внутренним блаженством". Конечно, это прана, уравновешивающая физические элементы, но тем не менее то, что вы испытываете скорее в уме, нежели в теле, сильно отличается., поэтому я называю это "высшей функцией", которая является переживанием в большей степени ума, нежели тела.

Огненная прана соответствует физическому процессу переваривания пищи. Переваривание пищи и внутреннее блаженство.

 

Проникающая прана.

 

Проникающая прана – то, что циркулирует в теле и в уме. Если Вы прикоснетесь к своему пальцу, Вы почувствуете его, это значит, что Ваше сознание проникло сюда.

Иногда мы чувствуем себя очень живыми во всех частях своего тела, а иногда оно нуждается в пробуждении. То, что заставляет вас чувствовать свой палец, это Проникающая прана. Способность руки ощущать саму себя. Рука здесь используется просто в качестве метафоры; когда люди практикуют цигун, они стараются чувствовать ци, и это один аспект. Рука очень символична, это что-то такое, с помощью чего Вы берете, получаете, поэтому она метафорична. Чем больше Вы чувствуете ци, прану, чем больше вы ощущаете все свое тело, тем больше оно активизирует определенные характеристики праны, соответствующие определенным проявлениям жизни: пищеварительная система, способность быть счастливым, способность различать, способность думать и т.д. А на психологическом уровне это помогает определенным аспектам ума.

Проникающая прана может дать вам возможность менять форму, например, вы знаете, когда какое-нибудь просветленное существо превращается в мост, принимает другую форму, не только человеческую. Так что вы можете никогда не узнать, как просветленные существа помогают другим.

Ее высшая функция соотносится с умственными способностями, способностью быстро сображать. Четко, быстро, законченно. Таким образом, эти способности относятся именно к разуму. Когда имеются какие-то проблемы, когда ваш разум недостаточно быстр и силен – вам следует работать с Проникающей праной. В некоторых областях ваш разум может быть очень быстрым, а в других – наоборот, очень медленным, но здесь дело в знаниях, которые вы имеете или не имеете. А то, о чем я говорю, к знанию не относится. Даже в сложной ситуации вы можете быстро решить, с кем надо поговорить. Я четко знаю, чего я не могу – и меня это не огорчает.

Проникающая прана : когда мой ум хочет выпить чаю, моя рука автоматически движется и берет чашку в одном месте, ставит ее в другое, нужное место. Таковы физические функции конечностей.

Она помогает, когда людям трудно пошевелить рукой или пальцем. Когда чувствительность каких-либо частей или органов тела снижается, это упражнение помогает улучшить чувствительность. Чувствовать свое тело очень важно, поскольку наше тело, наши чакры являются основным средством для нашего духовного развития.

 

Нисходящая прана.

 

Ходить в туалет, сексуальные функции, способность очиститься от всех веществ, которые должны быть удалены.

Обычно ум способен достаточно хорошо сообщаться с энергией, а энергия – с текущим состоянием, и сдерживать позывы, или, напротив, позволить сходить туалет. Нисходящая прана, как правило, связана также со всеми сексуальными функциями.

Это очень мирской уровень – для благополучия и здоровья он необходим. Другими словами, можно сказать, он для всех.

Второй уровень – это то, что я называю высшими функциями, или другими словами, скорее психологическими, ментальными, нежели физическими.

Ее высшей функцией является включение в вашу практику блаженства, которое дает секс, того, что называют тантрическим союзом. Если вы обладаете необходимыми способностями и знаниями, в результате занятий любовью вы достигаете высочайшего уровня сознания. Это и является высшей функцией Нисходящей праны. Нисходящая прана дает возможность быстро ходить.

 

Восходящая прана.

 

Это не только способность говорить и видеть. Это также способность открыть чакру на макушке. Иногда мы чувствуем, что наши эмоции хорошо сбалансированы. Нет такого ощущения, что надо сделать очень много вещей, нет ощущения, что необходимо говорить, вы храните молчание – и чувствуете себя счастливым естественным образом. К несчастью, такие периоды очень непродолжительны. Потом возникает что-то еще. Мы чувствуем, что мы должны говорить – чтобы нас увидели, заметили, узнали о нашем существовании. Или мы чувствуем, что должны бежать в убежище, чтобы быть защищенными и незаметными. Одна из причин, почему мы не испытываем это ощущение достаточно долго заключается в том, что оно не находит поддержки в этой области. У нас скорее негативная, чем позитивная поддержка. Это как раз и показывает, что мы находимся в Самсаре. Если вас что-то беспокоит – оно не исчезнет. Я называю это "непрошеные гости". Наши незваные мысли, чувства, эмоции – они просто приходят и остаются здесь. Даже если вы этого не хотите. Продвинутого практика Дзогчена не очень беспокоят эти дурные гости. Гости приходят - и гости уходят. Потому что вы не поддерживаете их. Нисходящая прана – это способность высвобождать и удерживать.

Возможно, в Йоге вы слышали о людях, способных очень высоко прыгать. Это также в некотором смысле верно и для гимнастики; просто удивительно, насколько высоко прыгают люди. В мифах описываются люди, умеющие летать. Вы, вероятно, сталкивались с различными медитативными переживаниями и сновидениями, в которых Вы оказывались в других мирах. Иногда вы замечаете, что делаете то, о чем не могли и помыслить, чего не могли представить. Это – эффект Восходящей праны, знак Восходящей праны

 

Теперь Вы знаете о качествах пяти пран, перейдем к пяти физическим местам их пребывания.

Место пребывания не означает только одно место. В доме имеется бак с водой – это место пребывания, но оттуда вода идет на кухню, в ванную комнату – чтобы мыть, готовить, пить, выводить отходы – она служит различным целям, но только когда движется в разные места. Она движется повсюду, но есть место пребывания.

Восходящая прана пребывает в горле и в области макушки.

Прана Жизненной Силы пребывает в сердце.

Огненная прана находится в области пупка, и не только там, но и во всей пищеварительной системе.

Проникающая прана пребывает между пупком и тайной чакрой. Ее область гораздо шире, чем какое-либо место, на которое можно указать.

Нисходящая прана пребывает в тайной чакре.

Знание о физическом расположении помогает в случае, когда надо развить определенную прану, то есть для ее активации используется место, в котором эта прана располагается. Если вы хотите жить долго, вам нужно здоровое сердце. "Здоровое сердце" означает, что в этой области в энергетическом смысле все в порядке. Чтобы просто быть живым, вам надо иметь здоровое сердце в физическом смысле. А чтобы жить здорово, вам нужно здоровое сердце в эмоциональном плане, духовном плане, тогда вы не просто будете жить, а будете жить очень хорошо. Таким образом, физическое расположение служит пониманию этого аспекта.

 

Открытие чакр

 

Согласно одной из метафор, центральный канал — это ствол древа, чакры — ветви, а качества, связанные с чакрами, — плоды. Плод созревает тогда, когда в вашем восприятии проявляются качества. Если чакры закрыты, качества не могут получить полного выражения. Возможно, вы обладаете состраданием, но, если чакры закрыты, оно не сможет проявиться в полной мере. Если же чакры полностью открыты, сострадание становится больше и шире, приближается к всеобъемлющему, основополагающему состраданию, которое естественным образом возникает у будд.

С помощью практик каналов и пран мы устраняем препятствия в каналах и чакрах. Этот процесс похож на то, как прочищают трубу, забитую льдом: ее можно потрясти, нагреть или продуть. Делать физические движения — все равно что трясти трубу. Выполнять задержку дыхания и умом направлять прану — это разогревание. Делать выдох — значит продувать каналы и чакры, чтобы их очистить. Результат — ощущение открытости и облегчения.

Как я уже говорил, если пойти дальше практик, связанных лишь с телом, и применить воображение и внимание, это поможет нам открыть энергетический уровень переживания и изменить качество сознания. И тогда мы обнаружим, что в сердце у нас — будда сострадания, на темени — будда блаженства, в горле — будда покоя, в пупке — будда мудрости, а в тайной чакре — будда щедрости.

Когда чакра открыта, могут возникать особые переживания. Поскольку на Западе люди зачастую склонны воспринимать энергетические зажимы в своем организме как эмоциональные, а не физические или энергетические нарушения, многие ощущают снятие такого зажима как эмоциональный катарсис. Однако для людей традиционной тибетской культуры снятие зажимов проявляется больше как энергетическое и физическое явление: они могут дрожать, трястись, дергаться, потеть, испытывать головокружение и т. д. У других людей, когда они сосредоточиваются на чакре, могут появляться мысленные образы. Эти образы бывают связаны с зажимами или напряжениями, мешающими течению праны через эту чакру, — с дурными воспоминаниями или травмами. Или же, когда чакра открыта, могут приходить положительные образы: духовные символы, божества, будды, богини и т. д.

Однако открытие чакры не всегда сопровождается появлением каких-либо переживаний — чаще ничего особенного не происходит. Глубокое открытие не связано ни с эмоциями, ни с образами. Но, если что-то действительно происходит, пусть все идет как идет, — не стоит держаться за возникающие переживания. Позвольте им проявиться, а затем позвольте им уйти. Это переживания очищения, не нужно за них держаться.

Если у вас нет никаких ощущений в одной из чакр, возможно, эта чакра зажата. Постарайтесь сознательно расслабить эту область. Помассируйте ее. Выполните дыхательные практики с этой чакрой. Внимание и осознанность приведут туда ум. Когда это произойдет, он направит в эту область прану. Это принесет пользу.

Независимо от того, испытали вы сначала эмоциональное облегчение или увидели образы, или ощутили физические проявления, в итоге вы получите переживание простора, открытости, благотворных качеств, которые принято считать различными аспектами мудрости.

Поскольку зачастую люди невольно считают свои слабости и проблемы частью своей личности, лишившись их, они ощущают вместо них пустоту, которая может вызывать страх. Затем старые привычки возвращаются и это пространство заполняется впечатлениями или эмоциональными переживаниями, или действиями, которыми обычно наполнено жизненное пространство.

Чтобы такого не происходило, для защиты этого пространства вы можете воспользоваться «доспехами»: представлять священные слоги, мантры, божеств или образ своего учителя. В пространстве чакр вызывайте благие символы, чтобы защитить их от возвращения врожденных кармических склонностей и привычек.

В Тантре тело никогда не считают греховным или нечистым. Наоборот — это мандала, священный дворец. В некоторых тантрах приводятся перечни множества божеств, которые составляют руки, голову, органы и т. д., так что все тело видится как сплетение божественных энергий и скрытых сил. Необходимо обнаружить священную природу тела и жить в ней.

Комментарии   

 
0 #2 Фавн 15.03.2020 11:53
Татьяна, в практике не используют конкретные имена или силы конфликтующие с линией дрикунг кагью, но возможно в вашей линии передачи данные практики будут немного отличаться.
Цитировать
 
 
0 #1 Tatjana Ts 14.01.2019 22:26
Очень нужная и полезная информация . Но подскажите
к какой школе эти практики относятся.Не будет ли путаницы если я практикую дрикунг кагью.
Спастибо Татьяна
Цитировать