Анахсор

сайт Фавна

Баннер сайта

Чакры и нади

Человеческое тело пронизано множеством энергетических каналов, или нади, которые сходятся и пересекаются в определённых психофизических центрах, расположенных вдоль оси человеческого тела, примерно соответствующей позвоночнику. Эти центры называются чакры, или падмы (лотосы). Слово «нади» буквально означает «поток», а слово «чакра» - «колесо» или «круг», но в контексте йоги чакра означает «вихрь» или «водоворот», ибо чакры представляют собой вихревые образования психической (пранической) энергии, которая воспринимается или визуализируется как движущаяся по кругу, с различной частотой вибрации. Согласно традиции сиддхов, существует 72000 нади, отходящих от спинного мозга. Два главных из них - ида нади, пролегающий вдоль левой стороны позвоночника, и пингала нади - вдоль его правой стороны. Оба канала находятся в тонком астральном теле. Третий главный канал, сушумна нади, проходит внутри позвоночника. Канал пингала символизируется солнцем, ида - луной.

Чакрам соответствуют места скопления нервных узлов внутри позвоночника. Хотя чакры и не относятся к физическому плану, их можно определить с помощью высокочувствительного электронного оборудования. Люди, обладающие экстрасенсорным восприятием, способны видеть их и осязать их вибрации.

Согласно сиддхам, существует семь основных чакр. Пятьдесят букв тамильского алфавита распределяются между этими семью центрами в соответствии с характерными для каждого из них звуковыми вибрациям. Пятьдесят первый звук представляет изначальный звук Ом, Пранава-мантру. Чакры являются центрами жизненной энергии. Их можно заряжать и пробуждать при помощи йогических методов, использующих мантры, пранаямы, асаны и медитацию. При стимуляции чакр высвобождаются скрытые в них силы, что позволяет одолеть болезни, старение и, в конечном итоге, смерть.

Семь чакр были описаны в литературе сиддхов следующим образом:

1. МУЛАДХАРА (область крестцово-копчикового сплетения), Слово «мула» означает «корень» или «основание». Это - трансцендентная основа всего сущего. Здесь пребывает шакти кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания. У мужчин эта чакра расположена в области промежности, несколько в глубине, там, где определяется небольшая мышца между анусом и мошонкой. У женщин она находится в основании матки, в области задней стороны её шейки, Муладхара изображается в форме красного лотоса с четырьмя лепестками. Это обитель богини Щакти Кали, или Кундалини, изначальной жизненной силы, изображаемой в виде спящей змеи, свернувшейся кольцами. Этой чакре соответствуют тамильские буквы Лам и Ом. В своём дремлющем состоянии муладхара представляет нашу инстинктивную природу, но будучи пробуждённой - наш духовный потенциал. В плане физиологии она связана с половыми, репродуктивными и выделительными органами, а в плане психологии - с проявлением сексуальных желаний, чувства вины, страдания, зависти, гнева и многих комплексов. Это - центр страстей и инерции. Для трансформации сексуальной энергии в духовную сиддхи разработали особую научную дисциплину, известную как тантра. Сексуальная энергия, которая обычно рассматривается как большое препятствие на духовном пути, превращается в тантре в великое благо и используется для пробуждения высших чакр. Практика тантры включает в себя самотрансформацию через использование приёмов работы с энергией, в частности, крийя йоги.

2. СВАДХИСТАНА - следующая чакра, расположенная рядом с муладхарой. Она находится в области копчика, который можно нащупать руками как выступ над анусом. В физиологическом плане свадхистана соотносится с нервным сплетением, связанным с предстательной железой у мужчин, маткой и влагалищем у женщин. Если смотреть спереди, она расположена на уровне лобковой кости, Слово «сва» означает на санскрите «собственный», а «адхистана» - «дом», «жилище». Эта чакра изображается в виде оранжевого лотоса с шестью лепестками и ассоциируется с буквой Вам. Это - центр подсознательного, хранилище всех переживаний и стремлений. Все переживания записываются в этом центре. Воздействующие на человека подсознательные силы базируются именно здесь. Пробуждение этой чакры связано с активизацией давно забытого или того, что было подавлено. Согласно учению сиддхов, подвижнику необходимы глубокая отрешённость и искреннее стремление преодолеть эти помехи.

Санскритскими буквами Бам, Бхам, Мам, Ям, Рам и Лям.

3. МАНИПУРА. Это слово состоит из двух корней: «мани», что означает «драгоценность», и «пурагам» - «город». Этот «город драгоценностей» расположен на уровне пупка внутри позвоночника и связан с солнечным сплетением, в частности управляющим функциями пищеварения и регулирующим температуру тела. Эта чакра представляет волю, энергию и действие. Она изображается в виде десятилепесткового жёлтого лотоса с треугольником, вершина которого обращена вниз. С ней ассоциируется буква Рам. Её пробуждение создаёт новую постоянную основу для кундалини (которой раньше была муладхара), приносит новую ориентацию и духовную перспективу, не подверженную влиянию помех, исходящих от низших чакр.

Вибрации, исходящие из Нади, представлены санскритскими буквами: Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дхам, Пам, Пхам.

4. АНАХАТА буквально означает «безударный» подобно трансцендентному звуку, который постоянен, как биение сердца. Эта чакра расположена в области позвоночного столба на уровне сердца и грудной клетки и физиологически связана с сердечным нервным сплетением. Анахата изображается в виде двенадцатилепесткового зелёного лотоса с шестиконечной звездой и буквой Йам. Она связана с творческой силой, с ничем необусловленной любовью и состраданием, а также со способностью преодолевать свою судьбу. В работах сиддхов говорится, что анахата является тем местом, где исполняются желания и реализуются мысли. С её пробуждением человек становится хозяином жизненных ситуаций, он больше не зависит от судьбы, определяющей течение его жизни, желания исполняются благодаря усилиям его сознательной воли.

Звуки, издаваемые каждой Нади, представлены следующими Санскритскими буквами: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нан, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Нам, Там, Тхам.

5. ВИЩУДДХИ означает «центр очищения». Эта чакра расположена в области горла (шейное сплетение) и физиологически связана с нервными сплетениями глотки и гортани. Изображается она в виде шестнадцатилепесткового лотоса голубого цвета с треугольником, обращённым вершиной вниз, и буквой Ам. Это центр различения и приятия дуальностей жизни. Задержка в пробуждённой вишуддхи нектара, выделяющегося при исполнении кечари мудры из бинду-чакры, расположенной в верхней части затылка, приводит к омоложению всего тела. Во многих духовных традициях говорится о том, что такое истечение нектара способствует обретению бессмертия. В вишуддхи также принимаются и визуализируются мысли других людей.

Вибрации, создаваемые Нади, представлены 16 Санскритскими буквами: Ам, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лим, Лиим, Эм, Айм, Ом, Айн, Ан, Ах.

6. АДЖНА Название этой чакры происходит от санскритского слова, означающего «знать», «повиноваться» или «командовать». Аджна расположена в головном мозге на уровне межбровья и соответствует шишковидной железе. Изображается в виде лотоса цвета индиго с двумя лепестками и буквами Ом или Мам. Этот центр участвует во всех видах деятельности, связанных с ментальным осознаванием. Когда он развит, человек способен воспринимать предметы без помощи органов чувств. Проявляется буддхи - высшее интуитивное восприятие и высший интуитивный ум, воля достигает огромной силы. Аджна является центром экстрасенсорного восприятия. Однако привязанность ко всему этому должна быть преодолена, если человек стремится к пробуждению наивысшей чакры -сахасрары.

Вибрации этих Нади представлены Санскритскими буквами Хам и Кшам.

7. САХАСРАРА буквально означает «одна тысяча», а в переносном смысле - «неограниченный». Традиционно считается, что эта чакра расположена над макушкой. Она изображается в виде тысяче-лепесткового лотоса светло-фиолетового цвета с сорока тремя пересекающимися между собой треугольниками, обращёнными вершинами вверх и вниз. Это - всё и ничего, запредельное запредельного. Это -венец восходящего сознания. Это - то, что не поддаётся описанию.

Выражение Сахасрара Падма указывает, что эта Падма содержит 1000 лепестков. Из этого центра исходит 1000 йогических Нади. Существуют различные точки зрения относительно точного числа лепестков. Вам будет достаточно знать, что из этого центра исходит бесчисленное количество Нади.

Как и в других Чакрах, вибрации, издаваемые йогическими Нади, представлены Санскритскими буквами.

Все 50 букв Санскритского алфавита повторяются здесь снова и снова на всех йогических Нади. Это Сукшма-центр. Соответствующий центр физического тела находится в головном мозге.

Термин "Шат-Чакры" относится только к главным шести Чакрам: Мулядхаре, Свадхистхане, Манипуре, Анахате, Вишуддхе и Аджне.

Над ними располагается Сахасрара Чакра. Это самая главная Чакра. Все Чакры имеют тесную связь с ней. Поэтому она не включена в Шат-Чакры.

Кундалини

Кундалини - это дремлющая в человеческом организме сила, находящаяся у основания позвоночного столба. Слово «кундал» на санскрите означает «виток, кольцо», поэтому «кундалини» переводится, как «свернувшаяся кольцами». С другой стороны, слово «кунда» означает полость или яму. В этом смысле под «кундой» может подразумеваться полость черепа, где находится мозг. И действительно, человеческий мозг по своему внешнему виду напоминает свернувшуюся кольцами змею.

Целью крийя кундалини-йоги является пробуждение кунда-лини, что требует тщательной подготовки и долгой практики, включающей в себя асаны, мудры, бандхи, пранаяму, медитацию и мантры. Когда подвижник обретает способность очищать и приводить в равновесие идакалай и пингалай нади и постепенно разжигать энергию кундалини у основания позвоночника, тогда кундалини начинает подниматься по центральному каналу сушумна нади. Поднимаясь вверх, она проходит через чакры, которые связаны с различными областями мозга, находящимися в дремлющем состоянии. Когда кундалини проходит через чакры, они пробуждаются, при этом открываются наши скрытые способности и потенциальные божественные возможности.

Восемнадцать сиддхов отождествляли только что пробудившуюся кундалини, которой ещё трудно управлять, с богиней Кали Дэви. Говоря языком современной психологии, это - изначальная энергия, которая проявляется на уровне подсознательного. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она, по терминологии сиддхов, превращается в Дургу, прекрасную богиню, восседающую верхом на тигре. Пробуждённая кундалини проявляет себя как творческая энергия на различных уровнях, и в этом случае ей поклоняются как Лакшми, Парвати, Сарасвати и другим проявлениям Божественной Матери. Лидеры с огромным личным магнетизмом, гении и люди, наделённые выдающимися творческими способностями, - это как раз те, в ком кундалини пробудила определённые, дремавшие прежде части мозга. Конкретное проявление зависит от психических наклонностей и тенденций индивидуума. Когда все части мозга пробуждаются, в индивидууме проявляется божественное. Когда кундалини достигает сахасрары,раскрывается нирвикальпа самадхи - высший уровень сознания. Сиддхи говорили об этом как о соединении Шивы и Парвати Шакти, при котором видящий, видимое и процесс видения сливаются в одно.

При пробуждении кундалини физическое тело тоже начинает подвергаться изменениям. Его клетки заряжаются высокой энергией и обновляются, при этом изменяется деятельность гормональной системы, и начинают выделяться новые гормоны. Запускается процесс полной трансформации.

Когда с помощью различных йогических техник шакти кундалини поднимается из муладхары в сахасрару, она соединяется с Шивой - высшим статическим сознанием. Так происходит соединение двух полюсов тела и вхождение в состояние космического сознания. Подвижник переживает неземное блаженство, а в кровь начинает выделяться нектар, омолаживая клетки и продлевая жизнь.

Сиддхи обожествляли эту шакти кундалини как Мать Вселенной и изображали её в виде треугольника, а позднее - в виде Шри чакры, состоящей из сорока трёх треугольников. Через безграничную преданность Высшей Матери и медитацию на священных мантрах и гимнах, связанных со Шри чакрой, сиддхи обретали власть над пятью элементами.